Данилова Вера Софроновна (1946)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Кафедра философии ; 677013, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42 ; e-mail: vs.danilova@s-vfu.ru ; https://www.s-vfu.ru/

Ученая степень, ученое звание: д-р филос. наук, канд. физ.-мат. наук

Область научных интересов: Онтология и теория познания, история и философия науки, ноосферогенез

ID Автора: SPIN-код: 9303-7094, РИНЦ AuthorID: 29533

Деятельность: В 1970-1998 гг. - стажер-исследователь, аспирант, научный сотрудник Института космофизических исследований и аэрономии. С 1999 г. работает в Якутском государственном университете им. М. К. Аммосова.

Публикации 1 - 10 из 35
1.

Количество страниц: 10 с.

В качестве основных характерных черт идентичности России рассмотрены целостность, самодостаточность, уникальность, саморазвитие. Кроме того выявлены параметры, входящие в эти характерные черты, такие как универсальность и гармоничность для целостности, генезис, становление для самодостаточности, попытки выразить её в почвенничестве и славянофильстве. Уникальность характеризуется яркими литературными чертами, которые невозможно спутать ни с чем другим и "живой жизнью" (термин В. В. Вересаева) как воплощение бытийствования человека в литературе. Саморазвитие русской классической литературы определялось: стремлением к практическому воплощению духовности в чаяниях народа, в формировании души, опоре на глубокий синтез различных жанров, каждый из которых также прошел свои этапы формирования, контрасты и противоречия, связанные с фундаментальным принципом диалектического развития - "взаимодействием противоположностей". Развитие представлений об идентичности в социально-политических науках дополняют развиваемые в настоящей работе представления. Идентификация личности идет в русской литературе через пределы восприятия мира и бытия, которых касались многие из русских писателей, прежде всего, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Лесков, Чехов, причем это были совершенно разные пределы. Та идентичность России, которая основывается на идентификации литературы, достаточно легко обосновывается и имеет огромные перспективы. Её обоснование обладает наглядной последовательностью, ясностью, рациональностью, доказательностью. Кроме того она имеет огромные перспективы, потому что литература может проникнуть практически везде - в любую социально гуманитарную сферу. Она легко вступает во взаимодействие с музыкой, живописью, театром, и, по мнению ведущих философов современности, начинает подменять собой философию. По нашему мнению, начинает формироваться новый вид синтеза литературы и философии.
The main characteristic features of Russia’s identity are integrity, self-sufficiency, uniqueness, and self-development. In addition, the parameters included in these characteristic features are identified, such as universality and harmony for integrity, genesis, formation for self-sufficiency, attempts to express it in Pochvennichestvo and Slavophilism. Uniqueness is characterized by vivid literary features that cannot be confused with anything else and “living life” (V.V. Veresaev’s term) as the embodiment of human existence in literature. Self-development of Russian classical literature was determined by: the desire for practical embodiment of spirituality in the aspirations of the people, in the formation of the soul, reliance on a deep synthesis of various genres, each of which also went through its stages of formation, contrasts and contradictions associated with the fundamental principle of dialectical development - “interaction of opposites”. The development of ideas about identity in socio-political sciences complements the ideas developed in this work. Identification of the individual in Russian literature goes through the limits of perception of the world and being, which were touched upon by many Russian writers and, above all, Dostoevsky, Saltykov-Shchedrin, Leskov, Chekhov, and these were completely different limits. The identity of Russia, which is based on the identification of literature is quite easily substantiated and has great prospects. Its substantiation has visual consistency, clarity, rationality, and evidence. In addition, it has great prospects because literature can penetrate almost everywhere - into any social and humanitarian sphere. It easily interacts with music, painting, theater, and, according to leading modern philosophers, begins to replace philosophy. In our opinion, a new type of synthesis of literature and philosophy is beginning to form.

Кожевников, Н. Н.
Идентичность России в контексте её классической литературы второй половины XIX столетия / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2025. - N 2 (38). - С. 77-86. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-77-86
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-77-86

2.

Количество страниц: 12 с.

Целью работы является выявление фундаментальных принципов и подходов методологии исследования искусства и литературы и демонстрация возможностей рациональных методов (с элементами иррациональности) для этих целей. Наиболее важными группами этой методологии являются философские методы: феноменология, герменевтика, идеографический, номотетический методы, методы метафизики, диалектики, семиотики; универсальные методы естественнонаучного происхождения: теории коммуникаций, систем, синергетики, информатики; методы социально-гуманитарных наук на основе: историзма, механицизма, натурализма, органицизма, психологизма, антропологизма, структурализма, сциентизма, эволюционизма, формализма, функционализма, позитивизма; методы литературоведения и культурологии; методы социологии и социальной философии. Эти методы применены к основным этапам развития искусства и к наиболее важным направления и стилям искусства в различных сочетаниях и в зависимости от интервалов их применимости. В качестве основных подходов исследуемой методологии используется синтез большинства существующих методов в пределах всех сфер литературы и искусства, либо в пределах его вида, жанра или стиля; выявляются ряды методологических подходов, обеспечивающие взаимодействие одного метода с другим, выявление систем и подсистем этих методов для конкретных условий исследования. Взаимодействие методологии используемой творцом произведений и методов восприятия его работ (то есть взаимодействие онтологических и эпистемологических подходов к творению и исследованию). Утверждается, что рационализированная методология исследования произведений искусства и литературы имеет значительные перспективы. Используя различные виды синтеза в различных жанрах и между ними можно получить единую целостную картину восприятия произведений. Опора на пределы восприятия, связанная, как правило, с великими тайнами выдающихся произведений искусства и литературы, аналогична пределам, на которые опирается методология науки или религиозные откровения и позволяет связать рациональное с иррациональным в этом процессе познания. Еще одно перспективное направление связано с совершенствованием известных методов исследования произведений искусства и литературы: семиотики, герменевтики, социологии, культурологии, теории коммуникаций в зависимости от характерных черт конкретного произведения. Эволюция этих методов также стремится к единству, целостности и взаимной дополнительности всего процесса познания произведений искусства и литературы.
The aim of the work is to identify the fundamental principles and approaches to the methodology of art and literature research and to demonstrate the capabilities of rational methods (with elements of irrationality) for these purposes. The most important groups of this methodology are philosophical methods: phenomenology, hermeneutics, ideographic, nomothetic, methods of metaphysics, dialectics, semiotics; universal methods of natural scientific origin: theories of communications, systems, synergetic, computer science; methods of social and humanitarian sciences based on: historicism, mechanism, naturalism, organicism, psychologism, anthropologism, structuralism, scientism, evolutionism, formalism, functionalism, positivism; methods of literary criticism and cultural studies; methods of sociology and social philosophy. These methods are applied to the main stages of art development and to the most important trends and styles of art in various combinations and depending on the intervals of their applicability. The main approaches of the methodology under study are the synthesis of the majority of existing methods within the all sphere of the art and literature, or within its type, genre or style; a series of methodological approaches are identified that ensure the interaction of one method with another, the identification of systems and subsystems of these methods for specific research conditions. Interaction of the methodology used by the creator of works and the methods of perception of his works (that is, the interaction of ontological and epistemological approaches to creation and research). It is argued that the rationalized methodology of studying works of art and literature has significant prospects. Using various types of synthesis in different genres and between them, it is possible to obtain a single, holistic picture of the perception of works. Reliance on the limits of perception, usually associated with the great mysteries of outstanding works of art and literature, is similar to the limits on which the methodology of science or religious revelations is based and allows us to link the rational with the irrational in this process of cognition. Another promising direction is associated with the improvement of the known methods of studying works of art and literature: semiotics, hermeneutics, sociology, cultural studies, communication theory, depending on the characteristic features of a particular work. The evolution of these methods also strives for unity, integrity and mutual complementarity of the entire process of cognition of works of art and literature.

Данилова, В. С.
Методология исследования произведений искусства и литературы / В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2025. - N 2 (38). - С. 65-76. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-65-76
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-65-76

3.

Количество страниц: 10 с.

В философии математики исторически сложились два противоположных направления: априоризм (Пифагор) и эмпиризм (Аристотель), и оба они оказали свое воздействие на развитие музыки. Философы Древней Греции и Востока отмечали важную роль музыки, она использовалась в религиозных обрядах, которые служили основанием социальных и государственных отношений. В статье представлена совместная панорама развития (по историческим эпохам), философии математики и музыки и отмечается их тесная взаимосвязь. Но если Философия математики давно вошла в раздел наук "Философские вопросы науки", то Философия музыки еще не приобрела такого полноценного статуса, хотя ей посвящали свои работы философы, специалисты по эстетике, искусствоведению, композиторы и музыканты. Это можно связать с тем, что со времен Пифагора наука далеко не продвинулась в объяснении феномена музыки. В статье дана попытка объяснения этому парадоксу и предложения в качестве гипотезы возможные варианты изучения этой темы "Математика и музыка". Развитие наук о мозге, высоких технологий и когнитивных наук могут способствовать успеху в становлении Философии музыки. Философия музыки исследует онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы, сущность, историческое и социальное бытие музыки, а также особенности её взаимодействия с искусством, литературой, математикой, естественными и гуманитарными науками. Прикладными вопросами философии музыки становятся формирование у человека этико-познавательных ориентиров жизни и мировоззренческих идеалов. Музыка находит свое практические воплощение в медицине, психологии, образовании и в различных средствах коммуникации. Последнее становится наиболее важным направлением современной философии и науки. В настоящее время математика способствует развитию новых интегральных направлений музыки, связанных со светом, цветом и многими другими их характеристиками.
In the philosophy of mathematics, two opposing trends have historically developed: apriorism (Pythagoras) and empiricism (Aristotle) and both of them have had their impact on the development of music. Philosophers of Ancient Greece and the East noted the important role of music; it was used in religious rites, which served as the basis for social and state relations. The article presents a joint panorama of the development (by historical eras) of the philosophy of mathematics and music and notes their close relationship. But if the Philosophy of Mathematics has long been included in the section of sciences "Philosophical Questions of Science", the Philosophy of Music has not yet acquired such a full-fledged status, although philosophers, specialists in aesthetics, art criticism, composers and musicians have dedicated their works to it. This can be attributed to the fact that since the time of Pythagoras, science has not advanced much in explaining the phenomenon of music. The article attempts to explain this paradox and offer as a hypothesis possible options for studying this topic "Mathematics and Music". The development of brain sciences, high technologies and cognitive sciences can contribute to the success in the development of the Philosophy of Music. The philosophy of music explores ontological, epistemological and axiological problems, the essence, historical and social existence of music, as well as the features of its interaction with art, literature, mathematics, natural and humanitarian sciences. Applied issues of the philosophy of music are the formation of ethical and cognitive guidelines for life and ideological ideals in humans. Music finds its practical embodiment in medicine, psychology, education and various means of communication. The latter is becoming the most important direction of modern philosophy and science. At present, mathematics contributes to the development of new integral directions in music associated with light, color and many other characteristics.
4.

Издательство: Издательский дом СВФУ

Год выпуска: 2025

Количество страниц: 306 с.

Книга состоит из воспоминаний Даниловой Марии Егоровны о себе, годах учебы, писателе Софроне Данилове, с которым прожила долгую счастливую жизнь, ее публикаций о современниках и работе методиста-биолога. Также в книгу включены опубликованные ранее статьи писателей и журналистов, посвященные Марии Егоровне, и воспоминания родственников и людей разных профессий, написанные в настоящее время. Издание будет интересно тем, кто помнит М. Е. Данилову, а также молодому поколению, особенно молодым женщинам, для которых Мария Егоровна Данилова может стать ярким, интересным примером
5.

Год выпуска: 2022

Говорится о торжественном вечере в честь 100-летия народного писателя Якутии Софрона Данилова, на котором говорили о его вкладе в якутскую литературу, о его произведениях, его ценили, его мнением дорожили Юрий Бондарев, Сергей Залыгин, Владимир Солоухин, Сергей Михалков, Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов
6.

Количество страниц: 2 с.

Данилова, В. С. Республиканская студенческая конференция "Философия и методология научных исследований" / В. С. Данилова, Н. Н. Кожевников ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия" - 2024. - N 4 (36). - С. 204-205. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-204-205
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-204-205

7.

Количество страниц: 8 с.

Эстетика – особая область философии и науки, где возникает много вопросов, в первую очередь методологических. Спорные вопросы методологии эстетики рассмотрены в Новое время выдающимися философами. На этой основе авторы исследуют пределы возможностей эстетической методологии, основные положения и выводы предварительного рассмотрения проблемы. Авторы формулируют контуры методологии эстетики, сводящиеся к выявлению её границ и основных принципов. Методология должна быть синтетической, включая разные методы и подходы, которые не объединяются все сразу, а используются по отдельности в определенных обстоятельствах для конкретных задач. Они могут составлять отдельные этапы восхождения к решению рассматриваемой проблемы, либо находиться в пределах границ, в которых используется свой отдельный метод. Тем не менее, эти методы составляют единое целое, благодаря созвучию ритмов, общей их синергии. Большое значение может иметь двухкамерность методологического подхода, которая должна отделять процесс творчества и сущностное ядро произведения от его исследования и интерпретации. Последние могут быть как рациональными, так и опираться на различные формы "эмпатии", сопереживания, использовать наработанные подходы и приемы герменевтики и феноменологии. Ключевой проблемой в эстетической методологии является проблема эстетической ценности, которую следует рассматривать как опирающуюся на совокупность ритмов, которые связывают используемые методы в единое целое. Им соответствуют различные ритмы исходя, например, из "интервального метода" гуманитарных наук (каждому интервалу соответствует свой подход). Это соответствует и относительной ценности отдельных произведений, которая с течением времени может ослабевать или нарастать.
Aesthetics is a special area of philosophy and science, where many questions arise, primarily methodological ones. Controversial issues of the methodology of aesthetics were considered in the New Time by outstanding philosophers. On this basis, the authors explore the limits of the possibilities of aesthetic methodology, the main provisions and conclusions of the preliminary consideration of the problem. The authors formulate the contours of the methodology of aesthetics, which boil down to identifying its boundaries and basic principles. The methodology should be synthetic, including different methods and approaches that are not combined all at once, but are used separately in certain circumstances for specific tasks. However, they can constitute separate stages of ascent to the solution of the problem under consideration, or be within the boundaries in which their own separate method is used. Nevertheless, these methods constitute a single whole, due to the consonance of rhythms, their general synergy. Of great importance can be the two-chambered methodological approach, which should separate the creative process and the essential core of the work from its research and interpretation. The latter can be both rational and based on various forms of "empathy", compassion, use the developed approaches and techniques of hermeneutics and phenomenology. The key problem in aesthetic methodology is the problem of aesthetic value, which should be considered as based on a set of rhythms that link the methods used into a single whole. They correspond to various rhythms based on the "interval method" of the humanities (each interval has its own approach). This also corresponds to the relative value of individual works, which can weaken or increase over time.

Кожевников, Н. Н. О методологии эстетики / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия" - 2024. - N 4 (36). - С. 182-189. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-182-189
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-182-189

8.

Количество страниц: 10 с.

Актуальность исследования русского фольклора обусловлена тем, что до сих пор он в полном объеме не институализирован в литературу, кино, театр. В русской литературе нет, например, романов о Кощее Бессмертном, Иване царевиче, героях славянской языческой культуры и многих других персонажах этого жанра. Между тем это глубокие колоритные образы, органически вписанные в не менее яркий контекст. О подобных пробелах писали многие великие писатели, например, Томас Манн. Целью является выявление основных типологических характеристик русского былинного эпоса, который на наш взгляд исследован в этом смысле весьма односторонне. Методологией является компаративистский анализ различных подходов (мифологических, исторических, структурных и т. п.), тесно взаимосвязанный с характерными чертами и структурой былин. При этом значительное внимание уделено гармоничному сочетанию различных мотивов эпоса: героев, калик-перехожих, эпического времени, языческих влияний, гиперболизации и т. д. Сделана попытка не принять, но учесть различные влияния на подобные исследования (дореволюционные, послереволюционные, навеянные марксистским походом, структурным анализом, который начал использоваться в исследовании русского эпоса начина с 70-х годов прошлого столетия). Русский эпос благодаря огромному количеству исторических, социальных, культурных связей естественным образом взаимодействует с эпосами республик (союзных и автономных), входивших в бывший СССР, что открывает широкие возможности для компаративистских исследований различных типов. Намечены пути для сравнительного анализа русского эпоса с эпосами восточнославянских народов, а также с якутским героическим эпосом олонхо. Дальнейшие планы авторов предполагают продолжение исследования русского фольклора в жанре сказки и области культуры славянского язычества. Первый из них исследован достаточно полно, но структурный и системный подходы исследований необходимо развивать дальше. Культура же славянского язычества представляет собой малоисследованную область, где до сих пор нет устоявшихся подходов, а по многим вопросам существуют различные точки зрения. Здесь можно применить методологические подходы, изложенные в нашей монографии "Философия Олонхо".
The investigation of Russian folklore has not yet been fully institutionalized in literature, cinema, and theater. In Russian literature, for example, there are no novels about Koshchei the Immortal, Ivan the Prince, heroes of Slavic pagan culture and many other characters of this genre. Meanwhile, these are deep, colorful images organically integrated into an equally vivid context. Many great writers, such as Thomas Mann, have written about such gaps. The goal is to identify the main typological characteristics of the Russian epic, which, in our opinion, has been studied in this sense very one-sidedly. The methodology is a comparative analysis of various approaches (mythological, historical, structural, etc.) closely interconnected with the characteristic features and structure of epics. At the same time, considerable attention is the harmonious combination of various motifs of the epic: heroes, Kalik-passers-by, epic time, pagan influences, hyperbolization, etc. An attempt is made not to accept, but to take into account various influences on such studies (pre-revolutionary, post-revolutionary, inspired by the Marxist approach, structural analysis, which began to be used in the study of Russian epic since the 1970s). The Russian epic, thanks to a huge number of historical, social, and cultural connections, naturally interacts with the epics of the republics (union and autonomous) that were part of the former USSR, which opens up wide opportunities for comparative studies of various types. Paths are outlined for a comparative analysis of the Russian epic with the epics of the East Slavic peoples, as well as with the Yakut heroic epic Olonkho. The authors' further plans involve continuing the study of Russian folklore in the genre of fairy tales and the field of culture of Slavic paganism. The first of them has been studied quite fully, but the structural and systemic approaches to research need to be further developed. The culture of Slavic paganism is a little-studied area where there are still no established approaches, and there are different points of view on many issues. Here you can apply the methodological approaches outlined in our monograph “Philosophy of Olonkho”.

Кожевников, Н. Н. Основания и компаративистский анализ русского эпоса / Кожевников Н. Н., Данилова В. С. ; Северо-Восточный федеральный университетим. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2024. - N 2 (34). - С. 67-76. - DOI: 10.25587/2782-4861-2024-2-67-76
DOI: 10.25587/2782-4861-2024-2-67-76

9.

Количество страниц: 8 с.

Этический и эстетический аспекты философии Канта оказали огромное воздействие на социально-культурные круги представителей литературы, искусства и оказались более доступными как для философов, так и для всех поклонников философии. Социальные и политические вопросы всегда волновали людей в большей степени, чем теоретические аспекты. Кант ставит вопрос о вечном мире, опровергает существовавшие доказательства Бога, исследует происхождение морального закона, его онтологическое основание и предлагает его решение. Это была эпоха социальных и научных революций. Социальные революции ломали структуры феодализма, открывая новые горизонты для культурных и политических преобразований, научные - произвели смену парадигм. Методологическая революция Бэкона и Декарта привела к возникновению принципиально новых подходов, например, индукции. Научная революция Галилея-Ньютона сформировала новый универсализм. Философия Канта органично дополнила все эти процессы. Его постулаты практического разума воплощают в объективной реальности трансцендентальные идеи, которым воля помогает найти соответствующие объекты. Революционное воздействие, оказанное "Критикой практического разума" по мнению последователей Канта, было значительно сильнее, чем идеи Великой французской революции. Эстетическую способность человека Кант исследовал в "Критике способности суждения", рассматривая её как способность души объединять способности познания и желания.

Кожевников, Н. Н. Этические, эстетические, социально-политические предпосылки и аспекты философии Канта / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2023. - 4 (32). - C. 130-137. - DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-130-137
DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-130-137

10.

Количество страниц: 4 с.

Кожевников, Н. Н. Онтологические и эпистемологические аспекты "Третьей культуры" / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Наука и техника в Якутии. - 2023. - N 1 (44). - С.36-39. - DOI: 10.24412/1728-516X-2023-1-36-39
DOI: 10.24412/1728-516X-2023-1-36-39