Варавина Галина Николаевна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Отдел археологии и этнографии ; 677027, г. Якутск, ул. Петровского, 1 ; e-mail: varavina1982@mail.ru ; http://igi.ysn.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. ист. наук

Область научных интересов: Традиционная культура народов Севера

ID Автора: SPIN-код: 1766-9500, РИНЦ AuthorID: 611413

Деятельность: С 2004 г. работает в Институте проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

Публикации 1 - 10 из 16
1.

Количество страниц: 5 с.

Культ оленя имеет огромное значение в мифоритуальном пространстве коренных малочисленных народов Севера. Весь вещный мир и обрядово-ритуальная символика северных народов связана с оленьей тематикой. В связи с этим в статье рассматривается культ оленя у эвенов и эвенков (тунгусов), а именно его почитание и сакрализация. Для северных народов олень являлся и является священным животным. Культ оленя является важнейшим культурным кодом у эвенов и эвенков, с помощью которого в прошлом человек устанавливал коммуникативную связь с верховными божествами и духами покровителями и осваивал особый мифологический мир.
The cult of deer is of great importance in the municipal space of the indigenous minorities of the North. The entire real world and ritual and ritual symbolism of the northern peoples is associated with deer themes. In this regard, the article considers the cult of deer among Evens and Evenks (Tungus), namely its veneration and sacralization. For the northern peoples, deer was and is a sacred animal. The cult of deer is the most important cultural code among Evens and Evenks, with the help of which in the past a person established a communicative connection with the supreme deities and spirits patrons and mastered a special mythological world.

Варавина, Г. Н.
Культ оленя в религиозном ландшафте коренных народов Севера / Г. Н. Варавина ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Аргуновские чтения - 2022 : материалы VIII Международной научно-творческой конференции (workshop), посвященной 100-летию государственного деятеля, ученого Ивана Александровича Аргунова и 100-летию образования ЯАССР / под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: А. Д. Алексеева, Т. И. Аргунова-Лоу, У. А. Винокурова [и др.]. - Якутск : НБ РС (Я), 2022. - (Культура Арктики ; вып. 13). - С. 47-51.

2.

Количество страниц: 13 с.

В статье рассматриваются традиционные соматические представления эвенов и северных яку-тов. С точки зрения семиотики культуры проводится исследование представлений о волосах человека как части мировоззренческой системы, мирочувствования, языковой картины мира и традиционной культуры. Дается подробный детальный анализ лингвокультурной единицы "волосы" через воплощение в мифе, ритуале и символе. Изучены приметы, запреты (табу), обычаи, обряды и повседневные ритуальные практики, связанные с традиционными представлениями о волосах, рассмотрены народное толкование снов, телесные соматизмы в фразеологизмах эвенского и якутского языков, а также накосные украшения тюгясирских эвенов как оберег.
The article examines traditional somatic representations of Evens and Northern Yakuts. Man in traditional somatic ideas, the concept of physicality in culture, of course, this topic is highly relevant at present. At the same time, in modern humanitarian studies, this topic still remains poorly understood, namely, the traditional ideas of the northern peoples about the structure and functioning of the human body, or otherwise – somatic ideas. The author of the article aimed to identify cultural contexts, iconic semantics and functions of such an element of bodily code as hair in the traditional culture of Evens, northern Yakuts. This aim defines the main objectives of the study: to study somatic representations and their influence on the system of traditional worldview of the above-named peoples, to conduct a cognitive and semiotic analysis of the linguistic and cultural unit “hair”. The scientific novelty of the study is that the linguistic and cultural features of the traditional ideas about hair in Evens, northern Yakuts are revealed and analyzed; the somatic concept of hair is a complex, multidimensional structure and has not been the subject of special research. The research methods used in the work are complementary to each other. Theoretical: systemic and comprehensive approaches, comparative historical, cognitive and semiotic methods. Empirical: observations, surveys, interviews, conversations. The main result of the work is the analysis of the linguistic and cultural unit “hair” through incarnation into myth, ritual and symbol. The customs and ritual practices associated with traditional ideas about hair have been studied the interpretation of dreams, bodily somatisms in phraseological units of the Even and Yakut languages are considered, and also examined the oblique decorations of the Tyugyasir Evens.

Варавина, Г. Н.
Телесность в культуре повседневности и обрядово-ритуальных практиках эвенов и северных якутов: о знаковой функции и семантике волос / Г. Н. Варавина ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2024. - N 3 (48). - С. 105-117. - DOI: 10.25693/SVGV.2024.48.3.009
DOI: 10.25693/SVGV.2024.48.3.009

3.

Количество страниц: 5 с.

В статье на основе собственных полевых материалов рассматриваются традиционные календарные обряды и обычаи северных тунгусов - эвенов и эвенков. Анализируются основные ритуалы календарных праздников: очистительные обряды, а также обряд приобщения к родовому огню. Данные обряды рассматриваются в связи с образом "холода". Многомерный образ "холода" и рецепции "переживания" им стали важными концептами культурного наследия северных сообществ, как сложная многофункциональная система: это и символическая практика, и уникальные экологические традиции, связанные с холодом, и "жизненные и природные сценарии". Традиционное мировоззрение, ментальная картина мира коренных народов Севера формировались в тесной связи с окружающей его экологической системой. Веками выработанные ментальные ценности и установки, связанные с северной экосистемой, выступают как символическая коммуникация освоения суровых пространств. Эти нормы экологической этики являются одними из самых важных составляющих жизнедеятельности и культуры коренных народов и соотносятся с общими этическими принципами взаимодействия с окружающей средой. Эти уникальные знания и локальные верования до сих пор сохраняются в повседневной и сакральной практике коренных народов Севера. В статье в рамках когнитивной семиотики автором проанализированы ценностные установки и знаково-символическая программа коммуникативных и поведенческих стратегий тунгусов, которые выступали как этническая составляющая образа "северного человека" и "холодного мира". Выявлено, что именно концепты, связанные с холодом сформулировали основные постулаты культуры гостеприимства. Так, выявляется как антипод "холодного мира”- "теплое" гостеприимство, в котором основными константами выступают ритуалы встречи и почитания гостя. Анализ локальных текстов культуры (знаковые места, праздники и обряды, ритуал, фольклор и др.) показывает семантическую связь мифоритуального мира с природным ландшафтом, который основывается на этических нормах поведения и обладает ориентирующим и регулирующим потенциалом.
The article, based on its own field materials, examines the traditional calendar rites and customs of the northern Tungus - Evens and Evenks. The main rituals of calendar holidays are analyzed: cleansing rites, as well as the rite of admission to the birth fire. These rites are considered with the image of "cold.” The multidimensional image of "cold” and the reception of "experience" he became important concepts of the cultural heritage of northern communities, as a complex multifunctional system: this is both symbolic practice and unique ecological traditions associated with cold, and "life and natural scenarios." The traditional worldview, the mental picture of the world of the indigenous peoples of the North was formed in close connection with the environmental system surrounding it. For centuries, the developed mental values and attitudes associated with the northern ecosystem have acted as a symbolic communication for the development of harsh spaces. These standards of environmental ethics are one of the most important components of indigenous peoples’ lives and cultures and relate to the general ethical principles of interaction with the environment. These unique knowledge and local beliefs are still preserved in the daily and sacred practices of the indigenous peoples of the North. So, on the basis of modern field observations, etiquette settings in the festive space, as well as a culture of hospitality among Evens and Evenks, are considered. In the article in the framework of cognitive semiotics, the author analyzed the value settings and the sign-symbolic program of communicative and behavioral strategies of the Tungus, which acted as an ethnic component of the image of the "northern person" and the "cold world." It was revealed that it was the concepts associated with the cold that formulated the main postulates of the culture of hospitality. So, it is revealed as an antipode of the "cold world” - "warm” hospitality, in which the main constants are the rituals of meeting and honoring the guest. Analysis of local texts of culture (iconic places, holidays and rites, ritual, folklore, etc.) shows the semantic connection of the mythoric world with the natural landscape, which is based on ethical standards of behavior and has guiding and regulatory potential.

Варавина, Г. Н.
Календарная культура северных общностей: традиции, обрядность, символика (на примере эвенов и эвенков) / Варавина Г. Н. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СОРАН, 2020. - С. 70-74. - DOI: 10.25693/VasiIevich.2020.011
DOI: 10.25693/VasiIevich.2020.011

4.
Автор:

Год выпуска: 2013

The article is devoted to the celebration of the ritual of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East. The author examines in detail the ritual symbolism of the Even ethno-cultural groups residing in the Republic of Sakha (Yakutia). In the celebrations and ceremonies Evens manifest the ancient cultures of the people associated with the worship of Mother Nature, Fire, sacred animals
Статья посвящена празднично-обрядовой деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Автор подробно рассматривает символику обрядовой деятельности эвенской этнокультурной группы, проживающей в Республике Саха (Якутия). В праздниках и обрядах эвенов проявляются древние культуры этого народа, связанные с почитанием Матери-природы, духа-огня, священных животных
5.
Обложка

Ответственность: Степанова Лена Борисовна (Составитель), Романова Екатерина Назаровна (Редактор), Алексеева Сардаана Анатольевна (Редактор), Варавина Галина Николаевна (Редактор), Максимова Саргылана Васильевна (Редактор), Боякова Сардана Ильинична (Автор обозрения, рецензии), Бурнаков Венарий Алексеевич (Автор обозрения, рецензии), Ермолаева Юлия Никифоровна (Автор обозрения, рецензии)

Издательство: ИЦ НБ РС (Я)

Год выпуска: 2024

Количество страниц: 328 с.

В сборнике раскрываются современные тенденции развития междисциплинарных исследований в рамках интеллектуальной истории. Издание содержит статьи участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 135-летию выдающегося ученого, общественного деятеля, мыслителя-евразийца Гавриила Васильевича Ксенофонтова, состоявшейся 2-3 ноября 2023 г. в Якутске. Впервые приводятся материалы о персональных историях первых интеллектуалов Сибири в контексте национального нарратива, раскрыты научные стратегии по изучению языка и культуры. Освещаются исследования по истории, этнографии и фольклору, новые интерпретации звукового ландшафта и картины мира народов Северной Евразии, язык и культура. Сборник будет интересен всем, кто занимается изучением истории и этнографии народов северо-востока Азии

Интеллектуалы на окраине Российского государства: персональные истории, стратегии, дискурсы о будущем (кросс-темпоральные исследования) : сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 135-летию выдающегося ученого, общественного деятеля, мыслителя-евразийца Гавриила Васильевича Ксенофонтова 2-3 ноября 2023 г. / Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр "Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук", Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Севера СО РАН, Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; cоставитель Л. Б. Степанова ; редакционная коллегия: Е. Н. Романова, С. А. Алексеева, Г. Н. Варавина, С. В. Максимова, Л. Б. Степанова ; рецензенты: С. И. Боякова, В. А. Бурнаков, Ю. Н. Ермолаева ; [предисловие Е. Н. Романовой]. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я), 2024. - 1 файл (322 с. ).

9.

Количество страниц: 8 с.

В статье изучается геокультурный образ ландшафта Якутии. Пища, одежда, жилище, традиционные занятия, ведение хозяйства – все требовало инноваций для проживания северных тюрков-скотоводов в условиях долгой, продолжительной зимы. В связи с этим рассматриваются механизмы адаптационного процесса и влияние ландшафта на формирование культуры жизнеобеспечения. Антропогенный рельеф почти нетронутой человеком северной природы подвергся значительным изменениям в ходе распространения скотоводов саха по различным природным зонам территории. Рассматривается организация жизненного пространства определенных регионов Якутии (центральные улусы Среднеленского и Алдано-Амгинского бассейнов рек, Вилюйской зоны улусов, северные районы) на примере развития отдельных якутских сел. Так, культурный ландшафт якутского этноса включает природно-культурный территориальный комплекс, освоенный скотоводческим, охотничье-рыболовецким, охотничье-оленеводческим населением.

Ушницкий, В. В. Геокультурный образ ландшафта северных скотоводов саха / В. В. Ушницкий, Г. Н. Варавина ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Коренные малочисленные народы Российской Федерации: проблемы, приоритеты и перспективы развития в трансформирующемся обществе / редакционная коллегия: С. М. Баишева (автор предисловия), А. Г. Томаска ; рецензенты: У. С. Борисова, Н. И. Данилова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2019. - С. 227-232

10.

Количество страниц: 12 с.

В статье на основе этнографических источников и современных полевых наблюдений реконструируется традиционный календарь эвенов, в котором ярко отразилась экологическая культура, своеобразный "поведенческий кодекс" с мировоззренческим комплексом почитания природы. Традиционный календарь эвенов отражал природный, хозяйственный и обрядовый циклы. Научный интерес представляет тунгусский календарь по частям тела человека. Эвены со своеобразной системой время обозначения по частям тела человека стояли несколько изолированно от других народов Сибири. Одни исследователи вышеуказанный тип календаря считали древнейшим тунгусским календарем, другие придерживались мнения, что данный календарь мог сложиться под влиянием русского народного счета времен года и месяцев по суставам рук.

Варавина, Г. Н. Календарь эвенов Якутии: этноэкологические традиции и обряды / Г. Н. Варавина // Гуманитарные науки в Якутии: исследования молодых ученых. - 2020. - С. 51-62.