Мельникова Надежда Михайловна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Финансово-экономический институт ; 677980, г. Якутск, ул. Белинского, 58 ; e-mail: nm.melnikova@s-vfu.ru, shpresamel@yandex.ru ; https://www.s-vfu.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. психол. наук

Область научных интересов: Социальная психология, психология управления, менеджмент в социальной сфере, организация социальной работы и психологической службы на северных территориях, психология общения, психология семьи и семейная психология, социализация молодежи

ID Автора: SPIN-код: 8271-8219, РИНЦ AuthorID: 968935

Публикации 1 - 4 из 4
1.

Количество страниц: 8 с.

В статье представлены результаты эмпирического исследования полоролевых стереотипов школьников восьмых классов, обучающихся в классах с раздельным и совместным обучением. Применялся следующий блок методик: опросник "Я женщина / мужчина" Л. Н. Ожиговой для определения когнитивного компонента половой идентичности в структуре развития личности, позволяющий изучить не только особенности личности, но и степень подверженности полоролевым стереотипам; полоролевой опросник С. Бем, способствующий выявлению степени андрогинности, маскулинности, фемининности личности. На обследуемой выборке установлено различие в стереотипах мужчин / женщин подростков, проходящих раздельное и смешанное обучение в школе. Данный факт может свидетельствовать о более резком разграничении полоролевых характеристик у школьников 14-16 лет, проходящих обучение в однородной по признаку пола группе, и о наличии у них более чётких представлений о разных полах, их социальных функциях и особенностях. Школьники, обучающиеся в классах со смешанным обучением, имеют более андрогинные полоролевые стереотипы. И, наоборот, подростки, обучающиеся в классах с раздельной формой обучения, имеют более выраженные полоролевые стереотипы: мальчики – более маскулинные, девочки – более фемининные. В статье даны рекомендации и обозначены перспективы исследования, в частности изучения взаимосвязи содержания стереотипов и представлений о половых ролях родителей, значимых взрослых, мотивации родителей выбора той или иной формы обучения для ребенка, то есть включением в анализ более широкого контекста социализации (семья, ближайшее окружение, СМИ, в частности, интернет).
The article presents the results of an empirical study of gender stereotypes of eighth-grade schoolchildren studying in single-gender and co-educational classes. The following set of methods was used: the questionnaire "I am a woman / a man" by Ozhigova to determine the cognitive component of gender identity in the structure of personality development, which allows studying not only personality traits, but also the degree of susceptibility to gender stereotypes; the gender role questionnaire by Bem, which helps to identify the degree of androgyny, masculinity, and femininity of a personality. The sample examined revealed a difference in the stereotypes of male / female adolescents studying in single-gender and co-educational classes at school. This fact may indicate a sharper distinction between gender characteristics in 14-16-year-old schoolchildren studying in a gender-homogeneous group and that they have clearer ideas about the different sexes, their social functions and characteristics. Schoolchildren studying in classes with mixed education have more androgynous gender role stereotypes. And, conversely, teenagers studying in classes with single-gender education have more pronounced gender role stereotypes: boys are more masculine, girls are more feminine. The article provides recommendations and outlines the prospects for research, in particular, the study of the relationship between the content of stereotypes and ideas about the gender roles of parents, significant adults, the motivation of parents to choose one or another form of education for a child, that is, the inclusion in the analysis of a broader context of socialization (family, immediate environment, media, in particular the Internet).

Мельникова, Н. М. Специфика полоролевых стереотипов подростков в условиях раздельного обучения / Н. М. Мельникова, С. И. Афанасьева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия" - 2024. - N 4 (36). - С. 159-166. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-159-166
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-159-166

2.

Количество страниц: 10 с.

В данной статье представлено описание опыта комплексной психологической поддержки пациентов после перенесения COVID-19 на 2 этапе реабилитации. Одним из сложных вызовов современности стало распространение COVID-19, который повлиял на жизнь многих людей по всему миру. Подобно другим заболеваниям, этот вирус может приводить к различным психологическим последствиям. Именно поэтому, помимо медицинской помощи, пациенты нуждаются в комплексной психологической реабилитации, затрагивающей эмоциональную, когнитивную и коммуникативную сферы и способствующей социально-психологической адаптации пациента, возвращению его к активной жизни. Основными последствиями после перенесенной COVID-19 являются нарушения психической, эмоциональной, когнитивной и вегетативной сферы, что значительно снижает качество жизни, может приводить к сужению социального пространства, конфликтам, нарушениям социально-психологической адаптации. Цели комплексной психологической реабилитации пациентов после COVID-19: психологическое восстановление пациентов после болезни и их социальнопсихологическая адаптация к изменившейся ситуации, помощь им в совладании с эмоциональными и психологическими последствиями болезни и достижение более высокого уровня жизненного благополучия. Психологическая реабилитация пациента после COVID-19 направлена на восстановление и поддержание ментального здоровья, повышение социальной активности, качества жизни. Для оценки динамики психологического состояния пациентов использовались следующие методики: госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS), монреальская шкала оценки когнитивных функций (MOCA), опросник EQ-5D, наблюдение и интервью. Для психокоррекционной работы и содействия социально-психологической адаптации применялись методы индивидуальной и групповой работы. Для улучшения повседневной активности и качества жизни, когнитивных функций, нормализации психоэмоционального статуса, повышения мотивации к реабилитации психологическая работа на 2-м этапе медицинской реабилитации проводилась по следующим направлениям: психологическое консультирование, когнитивная тренировка, арт-терапия, групповая работа. Все 179 пациентов после перенесенной НКВИ на 2 этапе реабилитации выписались с положительной динамикой по все мишеням коррекционной работы: в эмоциональной, когнитивной и социальной сферах. Стабилизировалось психоэмоциональное состояние, снизилась тревожность; повысились показатели концентрации, устойчивости внимания, оптико-пространственной деятельности; повысились показатели шкалы самооценки состояния здоровья и мотивация общения. Результаты работы показали, что комплексная психологическая реабилитация является важной составляющей медицинской реабилитации и достигается совместной работой клинического психолога, нейропсихолога, логопеда и других специалистов.

Комплексная психологическая реабилитация пациентов после перенесенной COVID-19 / Н. М. Мельникова, А. М. Котельникова, С. П. Винокурова [и др.] ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, ГАУ РС (Я) "Республиканская клиническая больница N 3", Лечебно-реабилитационный центр // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2023. - 4 (32). - C. 111-120. - DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-111-120
DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-111-120

3.

Количество страниц: 7 с.

В статье анализируются психологические факторы успешности управления малым бизнесом, а именно индивидуально-психологические особенности и знания в области психологии управления. Автором проведен литературный анализ по проблеме и анализ обращений предпринимателей на психологическое консультирование и обучение по психологии управления. Проведен анализ запросов за психологической помощью обучением. Составлен психологический портрет предпринимателя. Показано, что проблемы вытекают из специфики деятельности, образования и постоянного нахождения в стрессовой ситуации. Современные условия требуют и направленных мер организации психологического сопровождения предпринимательства. Для повышения фрустрационной устойчивости необходима специальная программа обучения предпринимателей стресс-менеджмента, обучению самоэффективности, принятию решений.

Мельникова, Н. М. Психологические аспекты управления малым бизнесом / Н. М. Мельникова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Социально-экономические проблемы северного региона: новые глобальные вызовы 21 века : сборник трудов научно-практической конференции, посвященной 30-летию основания Финансово-экономического института СВФУ (с международным участием), г. Якутск, 12 мая 2023 г. / [редакционная коллегия: А. Т. Набережная, Р. Р. Ноговицын, Г. И. Рац и др.]. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2023. - 1 файл (355 с. ; 10,6 Мб). - С. 51-57.

4.

Количество страниц: 8 с.

Мельникова, Н. М. Виртуальный мир как способ сохранения и формирования этнической идентичности в условиях миграции / Н. М. Мельникова, С. А. Кузнецова, Е. В. Чарина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". – 2021. – N 4 (24). – C. 118-125.