Елисеева Наталья Дмитриевна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт психологии ; 677013, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42 ; e-mail: eliseeva.n.d@s-vfu.ru ; https://www.s-vfu.ru/

Ученая степень, ученое звание: канд. психол. наук

Область научных интересов: Социальная психология, имплицитные теории личности, психология нравственности

ID Автора: SPIN-код: 6044-5601, РИНЦ AuthorID: 884575

Публикации 1 - 2 из 2
1.

Количество страниц: 9 с.

Актуальность исследования феномена "культуры молчания" обусловлено тем, что в психологии на сегодняшний день не определено содержание, функции, механизмы формирования данного феномена. Одним из основных препятствий на пути изучения феномена "культуры молчания" является отсутствие соответствующей методики исследования. Разработка психологического инструментария является необходимым условием для дальнейшего изучения данного психологического феномена. В работе приводится описание поиска методов эмпирического исследования феномена "культуры молчания". Целью исследования является поиск возможных путей разработки психологической методики, способной измерить особенности проявления феномена "культуры молчания". Следует отметить, что данная статья является начальным этапом исследования. В статье приводится описание авторской проективной методики по исследованию феномена "культура молчания" и описание результатов, полученных с его помощью. Выборка исследования составила 49 человек в возрасте от 20 до 47 лет. Стимульный материал методики представляет собой ряд видеороликов из якутских и японских фильмов продолжительностью от 32 секунд до одной минуты. К видеороликам были сформулированы вопросы для определения понимания респондентами молчания, демонстрируемого героями в видеоролике. Результаты исследования показывают, что респонденты наделяют молчание смыслом, которое соответствует контексту сценария видеоролика. Выявлено, что респонденты лучше понимают негативные эмоции и эмоциональное состояние героев. В результате исследования определены 3 видеоролика, по которым получены наиболее разносторонние и развернутые ответы. В дальнейшем планируется на основе отобранных видеороликов разработать опросник по выявлению понимания респондентами молчания в диалоге.
The relevance of the study of the phenomenon of “culture of silence” is due to the fact that in psychology today the content, functions, and mechanisms of formation of this phenomenon have not been determined. One of the main obstacles to studying the phenomenon of the “culture of silence” is the lack of appropriate research methodology. The development of psychological tools is a necessary condition for further study of this psychological phenomenon. The paper describes the search for methods for empirical research of the phenomenon of “culture of silence”. The purpose of the study is to find possible ways to develop a psychological methodology that can measure the characteristics of the manifestation of the “culture of silence” phenomenon. It should be noted that this article is the initial stage of research. The article describes the author’s projective methodology for studying the phenomenon of “culture of silence” and a description of the results obtained with its help. The study sample consisted of 49 people aged from 20 to 47 years. The stimulus material of the technique is a series of videos from Yakut and Japanese films lasting from 32 seconds to one minute. The following results were obtained: respondents’ attitude towards silence in dialogue is negative. It was revealed that respondents better understand the negative emotions and emotional state of the characters. As a result of the study, 3 videos were identified, for which the most versatile and detailed answers were received. In the future, it is planned to develop a questionnaire based on the selected videos to identify respondents’ understanding of silence in dialogue.

Елисеева, Н. Д. Проблема измерения феномена "культуры молчания" в межличностных отношениях / Н. М. Софронова, Н. Д. Елисеева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2024. - 2 (34). - C. 62-70. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-2-62-70
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-2-62-70

2.

Количество страниц: 9 с.

Проблема гендерного воспитания и полоролевого поведения мужчин и женщин приобретает в современном обществе все большую актуальность. Психологические тенденции современного общества, апеллирующие к андрогинным ценностям, все больше размывают границы, определяющие мужские и женские роли и их функции. Особенно ярко это проявляется в семейных отношениях. Статья посвящена представлению о главе рода в якутской семье, гендерные стереотипы у народа саха. В ходе исследования была разработана авторская методика на основе методики В. С. Мухиной ҺПреступник или ученыйһ, а также авторский опросник по выявлению главы рода и линии рода. Респондентами выступили молодые люди с 18 до 29 лет. Результаты исследования показывают, в современных якутских семьях род чаще ведется по линии матери. Главой рода в большинстве случаев также является женщина. Выявлено, что статистически значимых гендерных различий в нашей выборке не имеется.

Чердонов, Н. М. Гендерные стереотипы при выборе главы рода в якутских семьях / Н. М. Чердонов, Н. Д. Елисеева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2023. - 4 (32). - C. 121-129. - DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-121-129
DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-121-129