По криминальным следам Золотого Дальстроя. Книга 1
Обложка

По криминальным следам Золотого Дальстроя. Книга 1

Кн. 1

Якутск

Сахаполиграфиздат

2003

232 с.

Краткое содержание

Крутой поворот
Однажды председатель старательской артели «Захаренко» Адольф Гейниц сообщил прокурору района Николаю Федоровичу Борисову о том, что он подозревает Абдуллу Мухаметдинова. Оперативный сотрудник районного отдела милиции по борьбе с хищением золота Мухаметдинов вышел на пенсию. Затем он был принят на работу простым членом старательской артели. Надеясь на его богатый практический опыт, решением общего собрания избрали ответственным по сохранности металла на общественных началах. Прибывший в начале промывочного сезона на участок Мухаметдинов, окинув расположение объектов на участке беглым взглядом опытного оперативника, в первый же день определил, что место работы подходит для хищения. Чем больше думал он об этом, тем сильнее увлекала его жажда лёгкой наживы. Замысел хищения окончательно укрепился после первой весенней проверки сохранности металла инспекцией. Замечаний не было. Документацию безупречно вёл сам Абдулла. Он себя чувствовал вне всяких подозрений. Был в этом уверен. Вот и решился...
Вместе с начальником милиции полковником Мохнач, начальником ОБХСС майором Скрябиным и заместителем начальника по оперативной работе подполковником Бордуковым разработали план действий. Николай Федорович придумал посадить оператора с камерой в вагончик-теплушку и, прицепив к трактору, потащить через поляну мимо промприбора перед окончанием дневной смены. На переправе через ручей трактор «сломается». На виду у Абдуллы тракторист повозится вокруг трактора и покинет свою «неисправную» технику. В это время оператор будет снимать действия Мухаметдинова.
Майор Скрябин трое суток искал в лесу тайник своего бывшего сотрудника, но не нашел. Работающие вместе с ним старатели отметили изменения в поведении и характере Мухаметдинова. Вместе с председателем артели Гейницем устроили засаду на гребне высокого трехметрового отвала и следили за Мухаметдиновым, расстояние до промустановки около пятидесяти метров. Установили, что Мухаметдинов ворует металл во время его доводки на лотке.
У старателей все подчинено законам частной собственности. Сами охраняют своё золото. Оно принадлежит им всем. Исходили из постулата, что старатель не будет воровать сам у себя. Этим воспользовался Абдулла.
Старатели, в количестве пяти человек до окончания смены, тайком от других, по одному подошли к отвалу. Они спрятались в бурьяне у тропы, мимо которой обычно возвращался со смены Мухаметдинов. Ни о чём не подозревающий Мухаметдинов, как обычно пошёл мимо ручья в сторону бараков. По сигналу майора Скрябина старатели выскочили из укрытий и внезапно напали на Мухаметдинова, схватили его за руки, чтобы он не успел выкинуть похищенное золото. Тут же из кармана Мухаметдинова вытащили два стеклянных флакона с резиновыми пробками, наполненные золотом и показали всем присутствующим. Вскоре Абдулла привел группу к своему умело замаскированному в чаще леса тайнику и показал носком сапога. В присутствии всех Скрябин завершил осмотр золотого тайника. Здесь же он упаковал и опломбировал изъятые флаконы и консервную банку, наполненные тяжёлым россыпным веществом жёлтого цвета.
На судебном заседании Мухаметдинов не признал свою вину в хищении золота. Он продолжал выкручиваться, задавая разные вопросы, стремился оказать давление на свидетелей. Подсудимый, недаром москвич, с помощью родственников нанял дорогого московского адвоката. В этом сложном процессе адвокат использовал весь свой опыт и знания, чтобы облегчить участь подзащитного. Так, была выдвинута версия о том, что подсудимый готовился выдвинуть свою кандидатуру на должность председателя этой артели, по этой причине оказался в групповом гонении, был ложно обвинен в хищении. Обвиняющей стороне процесса стоило немалого труда опровергнуть этот домысел.
Суд признал Мухаметдинова виновным в хищении золота в особо крупном размере и приговорил его к двенадцати годам лишения свободы с конфискацией денежных средств.

Глухие выстрелы в Андыгычане
На правом берегу реки Андыгычан геологи обнаружили забросанные ветвями и лесным мхом останки мужчины. У ключа Шет, что в глуби горной гряды от реки Андыгычан, поисковая группа оперативников капитана Жмырко, обнаружила в старом шурфе останки двух человек, выволоченных из-под камней медведем. В ходе первого оперативного совещания по этому делу пришли к единому мнению — преступление совершено на почве незаконной добычи металла, тем более, что в карманах первым поднятого трупа обнаружены фракции золота. Прокурор Николай Федорович Борисов с группой оперативников выезжает на вездеходе на место преступления. Проведен детальный осмотр избушки и разобраны все вещи с описанием отличительных признаков. Во время обследования местности найден еще один человеческий скелет.
Началась работа по выявлению исчезнувших и приисковых бродяг. Послали в Сусуман две небольшие оперативные группы. По поручению совещания два оперативника из ОБХСС составили списки всех людей, причастных к хищениям, незаконной разработке, сбыту, скупке металла. Развернулась невиданная по масштабу работа, которая начала вовлекать в свой водоворот все новых и новых людей.
Однажды в сопровождении местного сыщика, капитан Жмырко и следователь Ефимов, зашли во двор одного из обычных дальстроевских бараков. Была обнаружена вторая половина того одеяла, что вытащили из сапога одного из трупов. Хозяйка одеяла по фамилии Кравчук рассказала, что ее муж с друзьями уехал на рыбалку в Якутию и пропал. Все оперативно-следственные силы были брошены на выявление и проверку якутских и магаданских золотарей-хищников. Летние старания группы оперативников каких-либо результатов не дали. Преступление оставалось нераскрытым.
В одном архивном уголовном деле о хищении золота Николай Федорович нашел упоминание об изъятии ружья 16 калибра. Ружье принадлежало некоему Оруденко. Осужденные по этому делу Сысков и Шляпин отбывали наказание в Табагинской колонии. Оруденко освободили на химию и перевели в Алданскую спецкомендатуру. В настоящее время он был в бегах. Сусуманские сыщики сообщили о том, что Оруденко изредка появляется в городе и продает намытое золото. Прибывшая оперативная группа выследила и задержала Оруденко.
В Сусумане старый уголовник Сохатый пытался передать записку, спрятанную в хлебе. На первых допросах Оруденко все отрицает. Решено перевезти его в Неру. Оруденко оказался человеком, не лишенным мыслительных способностей. В дни пребывания в камере он размышлял о разных вариантах поведения. Он решил бороться за свою жизнь до конца. Решил свалить всю вину на содельников, задавить этих безвольных людей на очных ставках. В своих показаниях Оруденко назвал имена Игорь и Циклоп, но без фамилий. Теперь предстояло найти этих людей.
Следователь Ефимов съездил в Кисловодск, чтобы встретиться с женой Оруденко. Она рассказала о том, что Оруденко пьяным сказал, что убил где-то в лесу знакомого деда. Дала описание этого человека.
Оперативная группа в полном составе прибыла в Сусуман. Участковый показал документы на Циклопа-Трофименко. Через продавщицу винного магазина, сторожа амональных складов удалось выяснить фамилию Игоря – Николаев.
Участковый Синявский по описанию жены Оруденко нашел сведения об убитом старике, им оказался человек по фамилии Романов. Он работал скотником. На ферме подсказали, что он жил с Ниной Фоничевой. Мать Фоничевой рассказала о пропаже дочери два года тому назад.
По оперативным данным магаданских коллег, Николаев за квартирную кражу отбывал срок в колонии поселка Уктар Магаданской области. Трофименко обнаружили в одной из деревень Челябинской области. В Челябинскую область выехали следователь районной прокуратуры Ефимов и оперативник уголовного розыска министерства Таюрский. В Уктар — следователь республиканской прокуратуры Яковлев и начальник районного уголовного розыска Жмырко.
В ходе допроса Николаев рассказал во всех подробностях о совершенных ими убийствах у ключа Шет. Его показания оказались диаметрально противоположными показаниям Оруденко. Трофименко считал себя непричастным к совершенным преступлениям и без утайки рассказал оперативникам о произошедшем у ключа Шет. Николаев и Трофименко были доставлены в якутский следственный изолятор. Следствие установило, что было произведено шестнадцать прицельных «адресных» выстрелов в пятерых потерпевших. Почти годичная напряженная работа группы по этому делу увенчалась успехом.
За убийство людей и корыстные преступления суд приговорил: Оруденко — к высшей мере наказания, Николаева – лишение свободы сроком на пятнадцать лет. Соучастника преступлений Трофименко приговорили к девяти годам лишения свободы.

Наследник Дальстроя
На прием к прокурору района приходит рецидивист Петр Шматков. Он в пятый раз отсидел в колонии и просит очередной раз трудоустроить его. Он автослесарь высокого класса. Но ни одно автотранспортное предприятие поселка не желает взять его на работу. Все знают его, как прогульщика и пьяницу. После настойчивых уговоров и убеждений Николая Федоровича руководитель Ремстройтреста согласился принять на работу, но с условием «до первого замечания». Прошло два месяца. Комендант общежития, мастер стройки и кадровик – все возмущены поведением Шматкова. В общежитии он спаивает молодежь, постоянно собирает компании с улицы. На стройке всячески отлынивает от работы, находя всевозможные причины. Но зато разглагольствовать на разные темы он умеет хорошо.
По весне Шматков опять совершил преступление: в магазине выхватил из рук пенсионерки сто рублей. Задержали его в винном магазине. Лишение свободы сроком на четыре года, первые два года с содержанием в тюремном режиме таков был приговор суда.

Заключение
Автор книги – Николай Федорович Борисов 30 лет проработал в органах прокуратуры, на примере реально происходивших событий увлекательно рассказывает о сложной интересной и творческой работе оперативных сотрудников и следователей, о тех неимоверных трудностях, с которыми они ежедневно встречаются при раскрытии тяжких неочевидных преступлений.
Николаю Федоровичу присвоены почетные звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» и «Заслуженный юрист Республики Саха». Николай Уус — член Союза писателей РС(Я). Автор нескольких книг — «Стреляная пуля», «Старое ружье», «Ночью в зимовье».

Пересказала Айталина Сметанина, библиограф Национальной библиотеки РС (Я)

Уус, Николай
По криминальным следам Золотого Дальстроя : [в 2 книгах] / Николай Уус. - Якутск : Сахаполиграфиздат, 2003. Кн. 1. - 231, [1] с.

Войдите в систему, чтобы открыть документ

Вам будет интересно