К вопросу семантики мифов саха, связанных с образом быка = On the semantics of the Sakha myths related to the image of the bull
Обложка

К вопросу семантики мифов саха, связанных с образом быка = On the semantics of the Sakha myths related to the image of the bull

Статья в журнале

Русский

398.22(=512.157)

10.25587/2782-6627-2025-1-36-45

якутская мифология; мифология тюрко-монгольских народов; якутские сказки; семантика мифа; образ быка в культуре; плеяды и холод; скотоводство номадов; зоонозные заболевания; Бык Холода (Тымныы Оҕуһа); Нижний мир; Yakut mythology; mythology of the Turkic-Mongolian peoples; Yakut fairy tales; semantics of myth; the image of the bull in culture; Pleiades and cold; nomadic cattle breeding; zoonotic diseases; the Bull of Cold (Tymnyy Oghugha); the Lower World

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Алтаистика". - 2025. - N 1 (16)

Статья посвящена анализу семантики мифов народа саха (якутов), связанных с образом быка и его связи с холодом и нижним миром. В статье рассматривается, почему именно бык, а не другие животные, стал олицетворением холода в якутской мифологии, несмотря на то, что в реальности бык менее приспособлен к суровым условиям Якутии, чем, например, лошадь. В статье анализируются мифологические сюжеты как якутов, так и других тюрко-монгольских народов сквозь призму понимания мифа как формы духовной культуры, которая выделилась из практической деятельности человека для обобщения, теоретизирования практического, обыденного знания. Автор предполагает, что связь быка с холодом может быть обусловлена скотоводческим опытом тюрко-монгольских народов, так как крупный рогатый скот лучше переносит холод, чем жару, что отражает практические знания номадов о содержании скота. Статья также затрагивает мифологические сюжеты других тюрко-монгольских народов, где бык или корова играют ключевую роль в сохранении холода и зимы. Автор приходит к выводу, что в якутской мифологии и фольклоре образ быка символизирует не только холод, но и тяжелый труд, связанный с заготовкой сена и уходом за скотом, что отражает сложные условия жизни в Якутии. Кроме того, в статье рассматриваются якутская и тюрко-монгольская мифология и фольклор о связи быка с нижним миром и злыми духами. Автор выдвигает гипотезу, что эта связь может быть связана с обобщением опыта передачи зоонозных заболеваний от крупногорогатого скота к человеку, например, таких, как туберкулез. В статье предлагается новый взгляд на семантику мифов саха в связи их с практическим опытом и природными условиями жизни народа.
The article is devoted to the analysis of the semantics of the myths of the Sakha people (Yakuts) associated with the image of the bull and its connection with the cold and the underworld. The author examines why it was the bull, and not other animals, that became the personification of cold in Yakut mythology, despite the fact that in reality the bull is less adapted to the harsh conditions of Yakutia than, for example, a horse. The article analyzes the mythological plots of both the Yakuts and other Turkic-Mongolian peoples through the prism of understanding myth as a form of spiritual culture, which stood out from human practice to generalize, theorize practical, everyday knowledge. The author suggests that the connection of the bull with the cold may be due to the pastoral experience of the Turkic-Mongolian peoples, since cattle tolerate cold better than heat, which reflects the practical knowledge of nomads about livestock maintenance. The article also touches on the mythological plots of other Turkic-Mongolian peoples, where the bull or cow plays a key role in keeping the cold and winter. The author concludes that in Yakut mythology and folklore, the image of a bull symbolizes not only cold, but also hard work associated with harvesting hay and caring for livestock, which reflects the difficult living conditions in Yakutia. In addition, the article examines Yakut and Turkic-Mongolian mythology and folklore about the bull’s connection with the lower world and evil spirits. The author hypothesizes that this connection may be related to the generalization of the experience of transmission of zoonotic diseases from cattle to humans, such as tuberculosis.

Иванов, М. В. К вопросу семантики мифов саха, связанных с образом быка / М. В. Иванов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Алтаистика". - 2025. - N 1 (16). - С. 36-45. - DOI: 10.25587/2782-6627-2025-1-36-45
DOI: 10.25587/2782-6627-2025-1-36-45

Войдите в систему, чтобы открыть документ

Вам будет интересно