Жанровая трансформация эпического текста в эвенкийском фольклоре: цикл о Чинанае = The transformation of epic genre in Evenki folklore: the Chinanay cycle
Обложка

Жанровая трансформация эпического текста в эвенкийском фольклоре: цикл о Чинанае = The transformation of epic genre in Evenki folklore: the Chinanay cycle

Статья в журнале

Русский

398.224(=512.212)

10.25587/2782-4861-2025-2-94-102

эвенкийский фольклор; мифологический образ; нимнгакан; архаический эпос эвенков; мифологический образ Чинанай; жанровая трансформация; десакрализация фольклора; культурный герой; трикстер; устная традиция; Evenki folklore; mythological image; nimngakan; archaic Evenki epic; mythological image of Chinanay; genre transformation; desacralization of folklore; culture hero; trickster; oral tradition

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2025. - N 2 (38)

Статья посвящена исследованию жанровой эволюции эпического цикла о Чинанае в эвенкийской фольклорной традиции. Современное изучение эвенкийского фольклора требует комплексного подхода, учитывающего как его внутреннюю жанровую динамику, так и взаимодействие с другими формами культурного выражения. Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью анализа уникальных локальных традиций, таких как цикл о Чинанае у олёкминских эвенков, остававшихся ранее малоисследованными. Новизна работы заключается во введении в научный оборот ранее не публиковавшихся текстов и выявлении особенностей жанровой трансформации, при которой эпическое повествование сохраняет мифологическое ядро, несмотря на процессы комизации. Цель исследования – реконструкция этапов эволюции цикла – от архаических форм к десакрализованным. Задачи исследования: выделить сюжетно-композиционные особенности, определить степень сохранности архаических элементов в поздних вариантах текстов, исследовать двойственную природу героя, проследить жанровую динамику текстов. В работе применяются методы структурного и контекстуального анализа, позволяющие раскрыть диалектику сакрального и профанного в образе главного героя. Особое внимание уделяется образу Чинаная, сочетающему черты культурного героя-демиурга и трикстера. Выделены ключевые мотивы (проделок дурака, попыток невозможного, этногенетических объяснений), демонстрирующие жанровую динамику от сакрального мифа к бытовому повествованию. Теоретической основой исследования послужили концепции В. Я. Проппа, М. М. Бахтина и Е. М. Мелетинского, с акцентом на локальных особенностях эвенкийского материала. Источником исследования стали записи нимнгаканов олёкминских эвенков из сборника "Фольклор эвенков Олёкмы" (2021). Данные тексты, ранее не публиковавшиеся, представляют собой короткие сюжеты, бытующие исключительно у тянских эвенков, что указывает на их локальное происхождение. Анализ выявил специфику эвенкийского материала: сохранение мифологической основы при усилении комических черт; его локальную вариативность; уникальный синтез черт культурного героя и трикстера в образе Чинаная. В исследованных мотивах о Чинанае прослеживаются ключевые архети-пические сюжеты, характерные для мифологии и эпоса народов Сибири. Эти мотивы отражают классический образ трикстера – героя, нарушающего нормы и своими действиями вызывающего неожиданные, подчас комические или трагические последствия. Цикл о Чинанае представляет собой ценный пример динамики фольклорной традиции, демонстрирующий адаптацию эпического повествования к новым культурным условиям при сохранении связи с архаическими корнями. Современное изучение эвенкийского фольклора требует комплексного подхода, учитывающего как его внутреннюю жанровую динамику, так и взаимодействие с другими формами культурного выражения. Особый интерес представляет трансформация эпических текстов, где традиционные героические нарративы постепенно утрачивают сакральность, приобретая новые черты. Дальнейшая работа в этом направлении позволит не только углубить понимание эвенкийской эпической традиции, но и внести вклад в общую теорию фольклора, демонстрируя универсальность и уникальность механизмов жанровой трансформации в устных культурах.
This study investigates the genre evolution of the Chinanay epic cycle within the Evenki folklore tradition. Contemporary research on Evenki folklore necessitates a comprehensive approach that examines both its intrinsic genre dynamics and its interplay with other forms of cultural expression. The relevance of this study stems from the need to analyze unique local traditions, particularly the Chinanay cycle among the Olyokma Evenki, which has remained understudied. The scholarly novelty of this work lies in its introduction of previously unpublished texts into academic discourse and its identification of distinctive features of genre transformation, wherein epic narratives retain their mythological core despite processes of comization. The research aims to reconstruct the evolutionary stages of the cycle: from archaic to desacralized forms. Employing structural and contextual analysis methods, this study elucidates the dialectic between the sacred and profane in the protagonist’s characterization. Special emphasis is placed on the figure of Chinanay, who embodies both culture hero-demiurge and trickster attributes. Key motifs were identified (the fool’s antics, attempts at the impossible, ethnogenetic explanations), illustrating the genre’s progression from sacred myth to quotidian narrative. These motifs exemplify the dynamic interplay between mythological preservation and folkloric adaptation in Evenki oral tradition. The study is grounded in the theoretical frameworks of V. Y. Propp, M. M. Bakhtin and E. M. Meletinsky, with particular emphasis on local specificities within the Evenki material. The primary source material consists of nimngakan (heroic epic) recordings from the Olyokma Evenki, published in the anthology Folklore of the Olyokma Evenki (2021). These previously unpublished texts represent short narrative cycles preserved exclusively among the Tyanya Evenki subgroup, indicating their distinct regional provenance. Our analysis identified three defining characteristics of this Evenki narrative tradition: the persistence of mythological foundations alongside increasingly prominent comedic elements; significant local variation in narrative performance; a unique synthesis of culture-hero and trickster attributes within Chinanay’s characterization. The examined Chinanay motifs reveal archetypal narrative patterns characteristic of Siberian mythological and epic traditions. These motifs epitomize the classic trickster paradigm – a boundary-crossing figure whose transgressive acts generate unexpected consequences ranging from comic to tragic. The Chinanay cycle constitutes a significant case study in folklore dynamics, demonstrating how epic narratives adapt to evolving cultural contexts while maintaining continuity with archaic roots. Contemporary research on Evenki folklore necessitates a multidimensional approach that examines both intrinsic genre development and cross-cultural interactions. Of particular scholarly interest is the transformational process whereby heroic narratives gradually shed their sacred dimensions while acquiring new expressive features.

Дьяконова, М. П. Жанровая трансформация эпического текста в эвенкийском фольклоре: цикл о Чинанае / М. П. Дьяконова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2025. - N 2 (38). - С. 94-102. - DOI: 10.25587/2782-4861-2025-2-94-102
DOI: 10.25587/2782-4861-2025-2-94-102

Войдите в систему, чтобы открыть документ

Вам будет интересно