Аудитория и ее влияние на творческое мастерство исполнителя эвенского эпоса = The audience and its influence on the creative skill of the performer of the even epic
Обложка

Аудитория и ее влияние на творческое мастерство исполнителя эвенского эпоса = The audience and its influence on the creative skill of the performer of the even epic

Статья в сборнике трудов конференций

Русский

398.22(=512.211)

10.25693/Vasilevich.2020.056

эвенский эпос; нимкан; сказитель; эпическая традиция; Even Epic; Nimkan; narrator; epic tradition

Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич: сборник научных статей. – 2020 (С. 293-296)

В данной статье проанализированы основные особенности исполнения эпоса эвенов. В эпической традиции эвенов сосуществуют до настоящего времени песенно-прозаический и прозаический эпос, а ранее был и собственно песенный эпос. Весь эпос эвенов назывался нимкан. Но для разграничения песенного, песенно-прозаического и прозаического эпоса эвены употребляют слово нимкан с дополнительными словами-определениями. Эпос, исполняемый песенно, называют икэ-нимкан (песня-нимкан); песенно-прозаический эпос - икэякэн нимкан (нимкан с песней)-, собственно прозаический - нимкан, а короткие сказки - урумкун нимкан (короткий нимкан). Исполнение эпоса было приурочено к определенному месту и времени и было привязано к годовому циклу - имело сезонность. Эвенский эпос нимкан обладал развитой специализацией исполнения. Эпос исполнял Һпрофессиональныйһ сказитель при наличии помощника эдъимҥи, исполняющего функцию защиты, призванного своими действиями ограждать исполнителя и слушателей от злых духов (ариҥкая). Наличие такого помощника было обусловлено тем, что, по поверьям эвенов, бодрствование злых духов начинается в темное время суток, т.е. именно в тот момент, когда идет активное исполнение эпоса. У эвенов большое значение в ритуале исполнения эпоса имела аудитория, которая являлась активным коллективным слушателем.
This article analyzes the main features of the execution of the Even epic. The work is based on the study of the epic heritage, the personalities of the performers of the song, song prose and prose epic. The epic heritage of any nation, connected with its linguistic baggage and being a part of spiritual culture, requires a multilateral analysis, taking into account the significance of the creative person. The performance of the epic was timed to a specific place and time and was tied to the annual cycle - it had seasonality. The Even epic nimkan possessed a developed specialization of performance. The epic was performed by a "professional" storyteller with an assistant ediyimi performing a defense function, called upon to protect the performer and listeners from evil spirits (arimkal) by his actions. The presence of such an assistant was due to the fact that, according to the Evens, the wakefulness of evil spirits begins in the dark, i.e. precisely at the moment when the active fulfillment of the epic is underway. Among the Evens, the audience, which was an active collective listener, was of great importance in the ritual of performing the epic.

Петрова, В. А.
Аудитория и ее влияние на творческое мастерство исполнителя эвенского эпоса / Петрова В. А. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 293-296. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.056
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.056

Войдите в систему, чтобы открыть документ