Тематические подборки
Цель коллекции – показать путь становления профессиональной музыкальной культуры Якутии, её неразрывную связь с фольклором, познакомить с музыкальными деятелями: композиторами, вокалистами, внесшими большой вклад в культуру республики.
Истоками зарождения и развития профессионального музыкального искусства (так же, как и литературы и изобразительного искусства) явилась древняя культура якутов, обусловленная своеобразными социально-экономическими условиями жизни народа со скотоводческим укладом хозяйства. После 1917 года якутская музыка развивается по двум направлениям: в рамках традиционного (народно-национального) и профессионального искусства.
Первая нотная запись якутской народной песни была сделана А. Ф. Миддендорфом (1844), фонографическая - В. И. Иохельсоном (1901). Опубликованы сборники А. В. Скрябина (при участии К. П. Виноградова и Н. И. Аладова, 1927), Ф. Г. Корнилова (1936) и др. Большой вклад в изучение якутской народной музыки внесли M.H. Жирков, Г.А. Григорян, С.А. Кондратьев, а также Д. Р. Рогаль-Левицкий, В.М. Беляев, Н.И. Пейко, И.А. Штейнман, Э.Е. Алексеев.
Музыкальная культура европейского типа в Якутии начинает формироваться в 1910-е годы. Развивается музыкальная самодеятельность, возникают первые оркестры, хоры, в том числе при культурно-просветительских обществах «Саха аймах» (1917–1920), «Саха омук» (1920–1928). В 1920-е годы в Якутске существовали духовой оркестр, оркестры русских и якутских народных инструментов. Предпринимались попытки организации симфонического оркестра. В конце 1920-х годов создана балетная студия О. Райковской. Важную роль в становлении профессиональной якутской музыкальной культуры сыграл Якутский радиокомитет (1928), остававшийся одним из центров профессионального музыкального исполнительства до 1990-х годов. В 1943 здесь созданы хор и симфонический оркестр. В конце 1940-х – начале 1950-х годов поставлено несколько опер. В 1944 году открылась первая музыкальная школа, в 1948 – музыкальное училище. В середине 1950-х годов состоялись первые выпуски якутской оперной студии при Уральской государственной консерватории.
В развитии музыкального театра большое значение имело создание национального якутского хора при Якутском драматическом театре (1936–40; руководитель М.Н. Жирков). В 1944 году возникла самостоятельная музыкальная театр-студия.
В 1940 поставлен первый национальный спектакль – музыкальная драма «Нюргун Боотур»; в 1947 году – первая национальная опера «Нюргун Боотур» и балет «Полевой цветок». С середины 1950-х годов активизируется деятельность музыкальной труппы Якутского музыкально-драматического театра. С национальным репертуаром (оперы и балеты Жиркова и Литинского, Г.А. Григоряна, Г.Н. Комракова и др.). ставятся первые классические постановки – оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского и «Алеко» С. Рахманинова, балеты «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева и «Лауренсия» А. Крейна.
В 1960-е годы ставятся произведения европейских композиторов (Верди, Леонкавалло, Россини).
В 1971 году на базе музыкально-драматического театра создан Якутский музыкальный театр, ныне Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия).
Ведущую роль в становлении якутской профессиональной музыки сыграл композитор М.Н. Жирков, совместно с Г.И. Литинским создавшим национальные оперы «Нюргун Боотур» и «Сыгый Кырынаастыыр» и балетов «Полевой цветок», «Алый платочек».
Большой вклад в развитие якутской музыкальной культуры внесли композиторы, приехавшие в республику в 1950–60-е годы, – Г.А. Григорян, Г.Н. Комраков, Н.С. Берестов, В.Г. Кац. Среди написанных ими произведений особо выделяются: оперы «Лоокут и Нюргусун» Григоряна (1959), «Песнь о Манчаары» Комракова и Э.Е. Алексеева (1967); оратория «Якутская праздничная» Григоряна (1955); кантата «Песня дерева Аал-Луук» В. Каца (1976), Концерт. импровизация для хомуса с оркестром (1972), оратория «Огни седого Вилюя» (1972) и Концерт для трубы с оркестром (1981) Берестова.
В 1970-е годы появляются композиторы-якуты – З.К. Степанов, В.В. Ксенофонтов, А. Созонов, А. Самойлов, К. Герасимов, П.Н. Иванова. Среди их сочинений можно выделить оперы: «Сарыал» Ксенофонтова (1983), «Колыбельная песня» Степанова (1985), «Зелёное волшебство» П. Ивановой (1986); симфонию «Айл-Луук» Ксенофонтова, инструментальные произведения Степанова.
В 1979 году организованы Союз композиторов Якутии, филармония, в 1980 году – Национальный ансамбль танца.
В 1990-е годы открыты Высшая школа музыки, Арктический государственный институт культуры и искусства, Республиканское хореографическое училище. В 1991 году в Алдане образован Государственный концертный оркестр Якутии под руководством Н.В. Базалевой. В 1980–90-е годы интенсивно развивается фольклорно-этнографическое направление в любительском и профессиональном творчестве. Создаются центры традиционной музыкальной культуры: Музей музыки и фольклора народов Якутии, Музей якутских музыкальных инструментов, Международный центр хомусной (варганной) музыки и др. В музыкальной жизни участвуют многочисленные самодеятельные коллективы фольклорной, эстрадной и академической направленности.
Использованы материалы:
Кондратьева Н.М., Лесовиченко А.М., Мазепус В.В. Якутская музыкальная культура
http://bsk.nios.ru/enciklodediya/yakutskaya-muzykalnaya-kultura
Алексеев Э.Е., Алексеева З.З. Якутская музыка
https://www.belcanto.ru/yakutskaya.html
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Предлагаем вашему вниманию другие подборки:
«Волшебный хомус» - в этой коллекции собраны издания о древнем музыкальном инструменте, технике исполнения на нём.
«Произведения якутских композиторов» - в коллекции представлены тексты якутских песен, песни для голоса с фортепиано, песенные фрагменты из опер и др.
При оформлении использовано изображение с https://ru.freepik.com/premium-photo/3d-render-piano-keys-with-treble-clef-notes-musical-background_11790845.htm
Истоками зарождения и развития профессионального музыкального искусства (так же, как и литературы и изобразительного искусства) явилась древняя культура якутов, обусловленная своеобразными социально-экономическими условиями жизни народа со скотоводческим укладом хозяйства. После 1917 года якутская музыка развивается по двум направлениям: в рамках традиционного (народно-национального) и профессионального искусства.
Первая нотная запись якутской народной песни была сделана А. Ф. Миддендорфом (1844), фонографическая - В. И. Иохельсоном (1901). Опубликованы сборники А. В. Скрябина (при участии К. П. Виноградова и Н. И. Аладова, 1927), Ф. Г. Корнилова (1936) и др. Большой вклад в изучение якутской народной музыки внесли M.H. Жирков, Г.А. Григорян, С.А. Кондратьев, а также Д. Р. Рогаль-Левицкий, В.М. Беляев, Н.И. Пейко, И.А. Штейнман, Э.Е. Алексеев.
Музыкальная культура европейского типа в Якутии начинает формироваться в 1910-е годы. Развивается музыкальная самодеятельность, возникают первые оркестры, хоры, в том числе при культурно-просветительских обществах «Саха аймах» (1917–1920), «Саха омук» (1920–1928). В 1920-е годы в Якутске существовали духовой оркестр, оркестры русских и якутских народных инструментов. Предпринимались попытки организации симфонического оркестра. В конце 1920-х годов создана балетная студия О. Райковской. Важную роль в становлении профессиональной якутской музыкальной культуры сыграл Якутский радиокомитет (1928), остававшийся одним из центров профессионального музыкального исполнительства до 1990-х годов. В 1943 здесь созданы хор и симфонический оркестр. В конце 1940-х – начале 1950-х годов поставлено несколько опер. В 1944 году открылась первая музыкальная школа, в 1948 – музыкальное училище. В середине 1950-х годов состоялись первые выпуски якутской оперной студии при Уральской государственной консерватории.
В развитии музыкального театра большое значение имело создание национального якутского хора при Якутском драматическом театре (1936–40; руководитель М.Н. Жирков). В 1944 году возникла самостоятельная музыкальная театр-студия.
В 1940 поставлен первый национальный спектакль – музыкальная драма «Нюргун Боотур»; в 1947 году – первая национальная опера «Нюргун Боотур» и балет «Полевой цветок». С середины 1950-х годов активизируется деятельность музыкальной труппы Якутского музыкально-драматического театра. С национальным репертуаром (оперы и балеты Жиркова и Литинского, Г.А. Григоряна, Г.Н. Комракова и др.). ставятся первые классические постановки – оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского и «Алеко» С. Рахманинова, балеты «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева и «Лауренсия» А. Крейна.
В 1960-е годы ставятся произведения европейских композиторов (Верди, Леонкавалло, Россини).
В 1971 году на базе музыкально-драматического театра создан Якутский музыкальный театр, ныне Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия).
Ведущую роль в становлении якутской профессиональной музыки сыграл композитор М.Н. Жирков, совместно с Г.И. Литинским создавшим национальные оперы «Нюргун Боотур» и «Сыгый Кырынаастыыр» и балетов «Полевой цветок», «Алый платочек».
Большой вклад в развитие якутской музыкальной культуры внесли композиторы, приехавшие в республику в 1950–60-е годы, – Г.А. Григорян, Г.Н. Комраков, Н.С. Берестов, В.Г. Кац. Среди написанных ими произведений особо выделяются: оперы «Лоокут и Нюргусун» Григоряна (1959), «Песнь о Манчаары» Комракова и Э.Е. Алексеева (1967); оратория «Якутская праздничная» Григоряна (1955); кантата «Песня дерева Аал-Луук» В. Каца (1976), Концерт. импровизация для хомуса с оркестром (1972), оратория «Огни седого Вилюя» (1972) и Концерт для трубы с оркестром (1981) Берестова.
В 1970-е годы появляются композиторы-якуты – З.К. Степанов, В.В. Ксенофонтов, А. Созонов, А. Самойлов, К. Герасимов, П.Н. Иванова. Среди их сочинений можно выделить оперы: «Сарыал» Ксенофонтова (1983), «Колыбельная песня» Степанова (1985), «Зелёное волшебство» П. Ивановой (1986); симфонию «Айл-Луук» Ксенофонтова, инструментальные произведения Степанова.
В 1979 году организованы Союз композиторов Якутии, филармония, в 1980 году – Национальный ансамбль танца.
В 1990-е годы открыты Высшая школа музыки, Арктический государственный институт культуры и искусства, Республиканское хореографическое училище. В 1991 году в Алдане образован Государственный концертный оркестр Якутии под руководством Н.В. Базалевой. В 1980–90-е годы интенсивно развивается фольклорно-этнографическое направление в любительском и профессиональном творчестве. Создаются центры традиционной музыкальной культуры: Музей музыки и фольклора народов Якутии, Музей якутских музыкальных инструментов, Международный центр хомусной (варганной) музыки и др. В музыкальной жизни участвуют многочисленные самодеятельные коллективы фольклорной, эстрадной и академической направленности.
Использованы материалы:
Кондратьева Н.М., Лесовиченко А.М., Мазепус В.В. Якутская музыкальная культура
http://bsk.nios.ru/enciklodediya/yakutskaya-muzykalnaya-kultura
Алексеев Э.Е., Алексеева З.З. Якутская музыка
https://www.belcanto.ru/yakutskaya.html
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Предлагаем вашему вниманию другие подборки:
«Волшебный хомус» - в этой коллекции собраны издания о древнем музыкальном инструменте, технике исполнения на нём.
«Произведения якутских композиторов» - в коллекции представлены тексты якутских песен, песни для голоса с фортепиано, песенные фрагменты из опер и др.
При оформлении использовано изображение с https://ru.freepik.com/premium-photo/3d-render-piano-keys-with-treble-clef-notes-musical-background_11790845.htm
Издания подборки 0 - 0 из 24