Николаев Дмитрий Алексеевич

Место работы автора, адрес/электронная почта: ФИЦ "Якутский научный центр", Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН ; 677027, г. Якутск, ул. Петровского, 1 ; e-mail: nicolaev.dmitry2013@yandex.ru ; http://igi.ysn.ru/

Область научных интересов: История

ID Автора: SPIN-код: 2106-3096, РИНЦ AuthorID: 1116410

Публикации 1 - 4 из 4
1.

Количество страниц: 5 с.

В статье рассмотрена история транспортировки мамонтовой кости в Якутской области в XIX начала XX вв. Перевозка мамонтовой кости, как и многих других грузов осуществлялось по довольно сложной логистической системе маршрутов, усложнявшаяся еще и экстремальными природно-климатическими условиями. Доставка товаров, грузов производилась с учетом времени года, и комбинированным способом. Грузы перевозились на лошадях, на оленьих и собачьих упряжках в зависимости от рельефа местности, а на реках перевозились в основном на торговых судах и на первых появившихся пароходах в конце XIX века.
The article examines the history of transportation of mammoth bones in the Yakutsk region in the 19th and early 20th centuries. The transportation of mammoth bones, like many other goods, was carried out along a rather complex logistic system of routes, which was further complicated by extreme natural and climatic conditions. Delivery of goods, cargo was carried out taking into account the time of the year, and in a combined way. Cargoes were transported by horse, reindeer and dog sleds, depending on the terrain, and on the rivers they were transported mainly on merchant ships and on the first steamships that appeared at the end of the 19th century.

Николаев, Д. А.
История транспортировки мамонтовой кости в Якутской области в XIX – нач. XX в. / Николаев Д. А. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Четвертичная палеонтология и палеоэкология Якутии : материалы международного научного семинара, посвящённого 85-летию co дня рождения известного ученого палеонтолога, д.б.н. П. А. Лазарева (1936-2011) / редакционная коллегия: М. Ю. Чепрасов, С. Е. Федоров, Г. П. Новгородов. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2021. - 120 с. : ил., карт. ; 21 см. - С. 90-94.

2.

Количество страниц: 3 с.

Морской и речной транспорт сыграл важную роль в развитии русских старожильческих поселков Колымо-Индигирского региона. Установление регулярного водного сообщения в 1930-е гг. решило давнюю проблему снабжения населения продовольствием и товарами широкого потребления.

Николаев, Д. А.
Из истории морского и речного снабжения русских старожильческих поселков Севера Якутии во 2-й пол. XX в. / Николаев Д. А. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Русские старожилы арктических территорий Якутии: исторический опыт и перспективы освоения Арктики : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции (Якутск, 21-22 ноября 2024 г.) / составители: В. И. Шадрин, Ф. Ю. Луковцев, И. А. Чикачев, С. Е. Никитина ; редакционная коллегия: А. Н. Алексеев, В. И. Шадрин (ответственный редактор), С. Е. Никитина ; рецензент Е. П. Антонов ; [предисловие С. Е. Никитиной]. - Якутск : Типография Смик, 2025. - С. 100-102.

3.

Количество страниц: 6 с.

В статье рассмотрен один из самых насыщенных периодов деятельности Ленского объединенного речного пароходства (ЛОРП), занимавшего ведущую роль в обеспечении перевозок грузов и пассажиров в Якутской АССР На основании вновь привлеченных архивных данных показана значительная роль ЛОРП в промышленном освоении Якутии и строительстве Байкало-Амурской магистрали. Отмечено, что его деятельность не ограничивалась только производственными параметрами, в нем существовала довольно разнообразная культурно-просветительская жизнь, с элементами досуга и отдыха со своими объектами и домами культуры, и агиттеплоходами, целью которой являлось проведение воспитательной работы и повышение производительности труда.

Николаев, Д. А. История деятельности и структура Ленского объединенного речного пароходства в 1970-1980-е гг. / Д. А. Николаев // Социально-экономическое развитие Северо-Востока России в XIX - начале XXI вв.: исторический опыт, дискуссии, новые подходы : сборник научных статей / ответственный редактор доктор исторических наук С. И. Боякова ; [cоставитель А. И. Архипова ; рецензенты: И. И. Подойницына, Е. П. Антонов]. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2021. - С. 50-55
DOI: 10.25693/SVR_Sb21_08

4.

Количество страниц: 6 с.

В статье показаны предпосылки и краткая история создания речного пароходства на реке Лене в Якутии. Определены и рассмотрены основные этапы развития Ленского объединенного речного пароходства (ЛОРП) во второй половине XX в. Появление ЛОРП способствовало формированию единой речной транспортной системы и переоснащению всего флота, что ускорило доставку грузов в Ленском бассейне. Ленское речное пароходство сыграло большую роль в промышленном освоении Якутии, строительстве новых предприятий,-развитии пассажирских перевозок и улучшению логистических связей.

Николаев, Д. А. Из истории Ленского объединенного речного пароходства / Д. А. Николаев // Гуманитарные науки в Якутии: исследования молодых ученых. - 2020. - С. 94-99.