Иванова Оксана Иннокентьевна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Филологический факультет ; 677013, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42 ; e-mail: oi.ivanova@s-vfu.ru ; https://www.s-vfu.ru/

Ученая степень, ученое звание: канд. филол. наук

Область научных интересов: Русско-якутские литературные связи, творчество В. Г. Короленко.

ID Автора: SPIN-код: 8938-6888, РИНЦ AuthorID: 329751

Деятельность: С 1995 г. работает на Кафедре русской и зарубежной литературы Филологического факультета ЯГУ, затем СВФУ им. М. К. Аммосова

Публикации 1 - 3 из 3
1.

Количество страниц: 14 с.

References: p. 27 (18 titles)
Актуальность статьи обусловлена возросшим интересом к образам шаманов в современной фэнтези-литературе, особенно к женским персонажам-трикстерам, воплощающим архетипы медиаторов и носителей сакральной силы. Цель исследования – выявить и проанализировать особенности образов шаманок стихии огня в романах А. В. Борисовой "Земля удаганок" и Р. Ф. Куанг "Опиумная война", с учетом их символического, культурного и нарративного значения. Материалом для анализа послужили четырех-томный цикл А. В. Борисовой и трилогия Р. Ф. Куанг, а методологической базой–междисциплинарный подход, включающий герменевтику, мифокритику, семиотику и компаративистику. В исследовании используются концепции К. Г. Юнга об архетипах, идеи М. Элиаде о шаманской трансформации и классификация женских образов Ю. М. Лотмана. Архетипические особенности героинь, их связь с огненной стихией рассматриваются как символ трансформации, жертвы и власти. В результате выявлены два полюсных образа шаманок: Илинэ у А. В. Борисовой – гармоничный медиатор между мирами, воплощающий родовую память и духовное равновесие; Фан Рунин у Р. Ф. Куанг – разрушительная фигура, утратившая субъектность под влиянием архетипа огня. Обе героини иллюстрируют разные культурные трактовки шаманизма: якутскую как регенеративную, китайско-американскую – как апокалиптическую. Научная новизна заключается в сопоставлении образов шаманок разных культурных матриц, что позволяет выявить универсальные и локальные черты шаманского архетипа. Практическая значимость исследования определяется его применимостью в образовательной и научной деятельности по литературоведению и культурологии. Работа открывает перспективы дальнейшего изучения архетипических образов в межкультурной фэнтези-прозе. Кроме того, исследование способствует расширению научного диалога о трансформации традиционных мифологических структур в современной литературе.
The relevance of this article is due to the growing interest in shamanic figures in contemporary fantasy literature, particularly female trickster characters who embody archetypes of mediators and bearers of sacred power. The aim of the study is to identify and analyze the features of fire-element female shamans in the novels "The Land of the Udagans" by Ariadna Borisova and "The Poppy War" by Rebecca F. Kuang, considering their symbolic, cultural, and narrative significance. The material for analysis includes Borisova’s four-part novel cycle and the Kuang’s trilogy. The methodological foundation is an interdisciplinary approach in corporating hermeneutics, myth criticism, semiotics, and comparative literary studies. The study employs the Jung’s concepts of archetypes, Eliade’s ideas on shamanic transformation, and Lotman’s classification of female literary images. The archetypal features of the protagonists and their connection to the fire element are viewed as symbols of transformation, sacrifice, and power. The analysis reveals two contrasting shamanic images: Ilene in the Borisova’s work – a harmonious mediator between worlds, embodying ancestral memory and spiritual balance; and Fang Run in in the Kuang’s novels – a destructive figure who loses her subjectivity under the in fluence of the fire archetype. Both heroines illustrate different cultural interpretations of shamanism: Yakut as regenerative, and Sino-American as apocalyptic. The novelty of the research lies in the comparison of shamanic images from distinct cultural frameworks, allowing for the identification of both universal and localized traits of the shamanic archetype. The practical significance of the study lies in its applicability to educational and scholarly activities in literary and cultural studies. This work opens new perspectives for the study of archetypal figures in intercultural fantasy prose and contributes to the academic dialogue on the transformation of traditional mythological structures in contemporary literature.

Иванова, О. И.
Образы шаманок стихи и огня в циклах романов А. В. Борисовой "Земля удаганок" и Р. Ф. Куанг" Опиумная война"/ О. И. Иванова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Филологический факультет // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2025. - N 2 (18). - C. 15-28. - DOI: 10.25587/2782-6635-2025-2-15-28
DOI: 10.25587/2782-6635-2025-2-15-28

2.

Количество страниц: 4 с.

Проблемы связи творчества В. Г. Короленко с мифологией, фольклором привлекали внимание литературоведов А. И. Малютиной, Е. К. Миксон, З. И. Власовой, К. Ф. Пасютина, С. С. Фолимонова, С. М. Телегина. К примеру, С. С. Фолимонов в диссертации "Фольклор уральских казаков в творчестве В. Г. Короленко" пишет, что фольклоризм короленковской прозы, по единодушному мнению исследователей, явление сложное, многофункциональное. Писатель активно вводит в тексты рассказов и очерков практически все известные фольклорные жанры как поэтические, так и прозаические. Но способ их включения и особенности функционирования в повествовательной структуре — вопрос непростой. В. Г. Короленко избегает "вульгарного" использования устного народного творчества, подходя к народной культуре как к неиссякаемому источнику мудрости, красоты, нравственного идеала. Оттого связи его с фольклором тонки, порой едва уловимы и требуют непременно тщательного всестороннего анализа, знакомства с записными книжками и дневниками.

Иванова, О. И. Фольклоризм якутских рассказов В. Г. Короленко / О. И. Иванова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2016. - N 2 (2). - C. 65-69.

3.

Количество страниц: 4 с.

Рассматривается рассказ В. Г. Короленко "Соколинец" (1885) с точки зрения использования писателем приемов контрастного противопоставления. Выделяется применение антитезы света и тьмы в описаниях пейзажа, обстановки. Отмечается контрастность в характерах, отношении к жизни автобиографического повествователя и героя рассказа Василия. Подчеркивается амбивалентность ментальности русского человека. Проводится сопоставление первоначальной редакции рассказа, относящейся к амгинскому периоду, с окончательной. Указываются истоки появления в окончательной редакции рассказа лиризма, романтизации бродяжьего быта.

Иванова, О. И. Приемы контрастного противопоставления в рассказе В. Г. Короленко "Соколинец" / О. И. Иванова ; Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова // Наука и образование. - 2007. - N 3 (47). - С. 157-160.