Филиппова Саргылана Васильевна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт зарубежной филологии и регионоведения, Кафедра английской филологии ; 677007, г. Якутск, ул. Белинского, 58 ; e-mail: sv.filippova@s-vfu.ru, filippova_sargylana@mail.ru ; https://www.s-vfu.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. филол. наук

Область научных интересов: Языковая картина мира, культурная картина мира, этническое сознание

Публикации 1 - 3 из 3
1.

Источник: Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2025. - N 2 (38)

Количество страниц: 12 с.

Загадки представляют собой жанр фольклора, репрезентирующий антропоцентрический характер языка. Актуальность исследования определяется тем, что метафорические описания космических объектов позволяют не только проследить традиционные культурно-детерминированные образные сравнения, но и реконструировать законсервированные в текстах загадок архаичные мифологические мотивы и сюжеты. Новизна работы обусловлена семиотическим подходом к метафорическим образам эвенкийских загадок, отображающим мифологические представления эвенков о вселенной и ее структуре. Цель – идентифицировать традиционные представления эвенков о небесной сфере на материале космогонических загадок. Для достижения обозначенной цели были решены следующие задачи: определить ключевые метафоры (коды), актуализирующие образы неба и небесных тел; выявить в текстах загадок элементы традиционной культуры эвенков; определить зафиксированные в загадках мифологические мотивы и сюжеты. Методы контекстуально-семантического и семиотического анализа космогонических паремий позволил выявить, что эвенки переосмысляли образы неба и небесных тел посредством антропного, зооморфного, предметно-бытового, природного, акционального и пищевого кодов. Установлено, что рассмотренные фольклорные тексты содержат разнообразные иллюстрации элементов мифологической картины мира эвенков, актуализированные через образы людей, животных, предметов быта, природных и сакральных объектов. В ходе исследования были получены следующие результаты: в загадках прослеживаются архетип мировой горы, мифологемы вертикальной модели мира и первозданных вод; выделяется мотив о космической охоте; реконструируются мифы и сюжетные линии об антропоморфной и зооморфной природе космоса; воспроизводится быт и промысловая культура эвенков. В качестве метафор неба используются такие элементы традиционной культуры как чум, шкура, головной убор; луна репрезентирована через образ меховой обуви; лучи солнца изображаются как эвенкийский аркан. В целом, результаты исследования свидетельствуют о том, что космогонические загадки являются интересным материалом, иллюстрирующим архаичные представления о сотворении мира, структуре вселенной, а также специфику ландшафта, культуры, традиций и быта этноса. Перспективы работы определяются тем, что полученные результаты могут быть использованы сравнительных исследованиях, посвященных проблематике отражения мифологического мировоззрения и космогонических представлений в фольклорных текстах разных народов.
Riddles refer to a genre of folklore that embodies the anthropocentric nature of language. The relevance of the research is explained by the fact that metaphorical descriptions of celestial objects allow not only to trace traditional culturally determined figurative comparisons but also to reconstruct archaic mythological motifs and plots preserved in the texts of riddles. The novelty of the study is determined by a semiotic approach to metaphorical images of Evenk riddles, reflecting mythological ideas of Evenks about the universe and its structure. The aim is to identify their traditional ideas about the celestial sphere on the material of cosmogonic riddles. To achieve the goal, the following tasks were solved: to distinguish key metaphors (codes) that actualize images of the sky and celestial bodies; to mark elements of traditional Evenk culture in the texts of riddles; to recognize mythological motifs and plots fixed in the riddles. The methods of contextual-semantic and semiotic analyses of cosmogonic paroemias allowed us to reveal that Evenks reinterpreted the images of the sky and celestial bodies through anthropic, zoomorphic, object-based, natural, actional, and food codes. It was established that folklore texts conserved various illustrations of elements of the Evenks’ mythological worldview, verbalized in the images of people, animals, household items, natural and sacred objects. The following results were obtained in the course of the study: in riddles there are traces of the mountain archetype, mythologemes of the world’s vertical model and primordial waters; motif of cosmic hunting is distinguished; riddles reconstruct myths and narrative lines about the anthropomorphic and zoomorphic nature of the cosmos; texts reproduce the daily life and subsistence culture of Evenks. Elements of traditional culture such as a chum, pelt, headwear are used as metaphors for the sky; the new moon is pictured through the image of a shoe made of deerskin; sun rays are depicted as a maut – a traditional Evenk lasso. Overall, the results of the study indicate that cosmogonic riddles may serve an interesting material illustrating archaic ideas about the creation of the world, the structure of the universe, as well as the specifics of the landscape, culture, traditions, and the daily life of the ethnos. The prospects of the work are seen in the possibility to use the results of the study in further research on the problems of reflecting the mythological worldview and cosmogonic representations in folklore texts of different ethnic groups.

Филиппова, С. В. Культурные коды: метафоры неба и небесных тел в эвенкийских загадках / С. В. Филиппова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2025. - N 2 (38). - С. 72-83. - DOI: 10.25587/2782-4861-2025-2-72-83
DOI: 10.25587/2782-4861-2025-2-72-83

2.

Количество страниц: 11 с.

Несмотря на численное доминирование народа саха, в городе Якутске Республики Саха (Якутия) наблюдается языковой сдвиг в пользу русского. Согласно форсайт-исследованию до 2050 г., проведенному СВФУ им. М.К. Аммосова, 37% молодых людей до 20 лет переходят на двуязычие, а 24% из данной категории респондентов считает удобным думать на русском языке; предположительно, что среди тех, кто родится в 2030-е годы, свободно владеть и говорить на родном языке будут 60%, применять родной язык в семейно-бытовом общении - 40%, думать на родном языке - 25% населения, знающего якутский язык. Одной из основных причин данного явления авторы определяют то, что дети и молодежь стали меньше разговаривать на якутском языке, считая его менее престижным и функциональным в кругу бытового общения и в социально-культурной сфере. Респонденты предпочитают русский язык как маркер городского жителя в условиях внутренней миграции населения в столицу региона. Цель настоящего исследования заключается в выявлении языковых установок и ориентаций детей и молодежи саха с 13 до 18 лет в условиях сбалансированного билингвизма. Задачами работы являются: разработка исследовательского инструментария; проведение социолингвистического анкетирования среди обучающихся 8-11 классов школ города Якутска посредством электронного опросника; описание языковых установок и ориентаций обучающихся 8-11 классов школ города Якутска, формируемых в условиях сбалансированного билингвизма; выявление общих тенденций в развитии языковой ситуации в городе Якутске на основе полученных социолингвистических данных. В ходе исследования определены следующие установки и предпочтения детей и молодежи с 13 до 18 лет: роль русского и якутского государственных языков на территории региона оценивается молодежью как равноправная; большинство респондентов отмечает престижность владения якутским языком; в столице республики наблюдается сдвиг в сторону русского языка. Ответы респондентов оцениваются авторами в качестве индикаторов языкового сдвига. Также в ходе опроса было выявлено отношение учащихся к обязательному для изучения в школах английскому языку, который информанты определили как достаточно престижный, но не релевантный в контексте существующей языковой ситуации в Якутске.
Despite the numerical dominance of the Sakha people, there is a linguistic shift of the Yakut language in favor of Russian in the city of Yakutsk, the Republic of Sakha (Yakutia). According to a foresight study until 2050 conducted by M.K. Ammosov NEFU, 37% of young people under 20 years of age switch to bilingualism, and 24% of this category of respondents find it convenient to think in Russian; It is assumed that among those born in the 2030s, 60% will be fluent and speak their native language, 40% will use their native language in family and everyday communication, and 25% of the population who know the Yakut language will think in their native language. The authors determine that one of the main reasons for this phenomenon is that children and youth began to speak less in the Yakut language, considering it less prestigious and functional in the circle of everyday communication and in the socio-cultural sphere. Respondents also prefer the Russian language as a marker of an urban resident in conditions of internal migration of the population to the capital of the region. The purpose of the study is to identify the language attitudes and orientations of Sakha children and youth from 13 to 18 years old in the context of balanced bilingualism. The objectives of the work are: to develop research tools; to conduct a sociolinguistic survey among school students in grades 8-11 in the city of Yakutsk by means of an electronic questionnaire; to describe the language attitudes and orientations of school students in grades 8-11 formed in the conditions of balanced bilingualism; to identify general trends in the development of language situation in the city of Yakutsk on the basis of sociolinguistic data obtained. The study identified the following attitudes and preferences of children and youth from 13 to 18 years of age: the roles of the Russian and Yakut state languages in the region were assessed by young people as equal; the majority of respondents noted the prestigiousness of knowing the Yakut language; in the capital of the Republic there is a shift of the Yakut language in favor of the Russian language. The respondents' answers were evaluated by the authors as indicators of a language shift. The survey also revealed the attitude of students to English, a compulsory subject in schools, which the informants defined as quite prestigious, but not relevant in the context of the existing language situation in the city of Yakutsk.

Филиппова, В. В. Языковые установки и ориентации детей и молодежи саха в возрасте 13–18 лет в условиях сбалансированного билингвизма (на примере обучающихся школ г. Якутска Республики Саха (Якутия) / В. В. Филиппова, С. В. Филиппова ; Академия наук Республики Саха (Якутия), Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2024. - Т. 21, N 3 (97). - С. 173-183. - DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-3-173-183
DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-3-173-183

3.

Количество страниц: 10 с.

Одним из актуальных направлений современной лингвистики является изучение проблематики, связанной с выявлением антропоцентрического характера языка. Язык в данном контексте можно рассматривать как систему знаков, отражающих специфику восприятия и описания окружающего мира человеком. Загадки, будучи древнейшим жанром фольклора, служат ценным материалом для лингвокультурологических исследований и содержат уникальную культурно-значимую информацию о мифологических и мировоззренческих представлениях разных народов. Цель работы - определить ключевые культурные коды, вербализованные в текстах якутских космогонических загадок. Задачи: рассмотреть тексты загадок, в которых в качестве денотата выступают небо и небесные тела; выявить ключевые культурные коды, метафорически репрезентирующие небесное пространство и космические объекты; идентифицировать зашифрованные в текстах загадок мифологические представления якутов об устройстве мира, а также архаические образы космических объектов и неба. Для достижения поставленной цели нами применялись методы семантического, описательного, семиотического и интерпретационного анализа, которые в совокупности позволили идентифицировать универсальные и культурно-маркированные средства описания космических объектов. В ходе исследования были выявлены ключевые коды якутской лингвокультуры: антропоморфный, предметный и зооморфный. В паремиях зафиксирована мифологема вселенной в образе сосуда, коня-космоса; небесные тела приобретают антропоморфные и зооморфные черты; предметный и зооморфный коды актуализируют архаичную картину хозяйственного уклада якутов. Перспективы исследования заключаются в том, что полученные результаты могут быть использованы специалистами в области лингвистики, лингвокультурологии и фольклористики, интересующимися проблематикой отражения специфики национальных культур в фольклорных текстах.

Филиппова, В. В. Культурные коды: репрезентация неба и небесных тел в якутских загадках / В. В. Филиппова, С. В. Филиппова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2022. - N 4 (84). - С. 118-127.
DOI: 10.25587/SVFU.2022.81.71.013