Добжанская Оксана Эдуардовна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Арктический государственный институт культуры и искусств, Кафедра искусствоведения ; 677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 4 ; e-mail: dobzhanskaya@list.ru ; http://agiki.ru

Ученая степень, ученое звание: д-р искусствоведения

Область научных интересов: Музыкальная фольклористика, музыкальные инструменты народов Арктики, шаманская музыка народов Сибири, традиционное и современное музыкальное творчество народов Таймыра, музыкально-эстетические проблемы в народной художественной культуре

ID Автора: SPIN-код: 1046-0714, РИНЦ AuthorID: 312599

Публикации 1 - 6 из 6
1.

Количество страниц: 15 с.

В статье определяется новая для сибирского этномузыкознания и искусствоведения концепция звучащего ландшафта. Арктика - один из самых тихих уголков на земле, настроенных на интонационное понимание природы. Это отражено в музыкальном фольклоре народов Арктики. В звучащем ландшафте можно выделить несколько слоев: интонационное взаимодействие с природой (воплощение в звуке голосов природы и их осмысливание в обрядовом, песенном и эпическом интонировании), проецирование личности человека вовне (лирика, эпос, обряд), имитационные фоноинструменты. Звучащий ландшафт может рассматриваться не только как предмет исследования, но и как новая методология, позволяющая выявить те стороны звуковой культуры, которые часто оставались “за кадром”.
The article introduces the concept of sound landscape as a novel methodological approach in the area of Siberian studies for application in research fields such as ethnomusicology and arts history. The Arctic is one of the quietest places on Earth, where the sound sensitivity to the acoustics of nature has been always heightened. This is reflected in the musical folklore of peoples inhabiting the Arctic. The authors explicate the concept of sound landscape as a complex phenomenon comprised of several layers: the intonational interaction with nature (i.e. the ways in which voices of nature are embedded in sounds and understood in rites and folklore); the projection of human personality onto the outer world (as reflected in epics or rituals); and the use of imitative phonoinstruments. The authors argue that the approach elaborated enables researchers to see and examine the elusive sonic aspects of culture that have often remained unnoticed.

Шейкин, Ю. И. Звучащий ландшафт Арктики / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская, В. С. Никифорова // Этнографическое обозрение. - 2016, N 4, июль-август. - С. 30-44.

2.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена обоснованию новой для этномузыкознания и искусствоведения концепции звучащего ландшафта. Арктика - это один из самых тихих уголков на земле, который настроен на ин- тонационное понимание природы. Это отражено в музыкальном фольклоре народов Арктики и Субарктики. Авторы выделяют в звучащем ландшафте три основных слоя, различающихся по своей функции и интонационному воплощению. Первый слой - это интонационное взаимодействие с природой (имитация с помощью человеческого голоса звуков природы в звукоподражаниях и ономатопеях, их осмысливание в обрядовом, песенном и эпическом интонировании). Второй слой связан с проецированием личности человека вовне, общением с природой в лирических, эпических, обрядовых жанрах. Третий слой связан с созданием особых материальных предметов для звукового общения с природой (имитационных фоноинструментов, манков и др.). Авторы осмысливают концепцию звучащего ландшафта на материале музыкального фольклора народов Сибири и Дальнего Востока (чукчей, удэ, юкагиров, эвенков, саха, нганасан). По мнению авторов статьи, методология изучения звучащего ландшафта Арктики и Субарктики позволяет выявлять и изучать те стороны интонационно-акустической культуры, которые часто не находились в фокусе внимания исследователей, а оставались "за кадром".
The article is devoted to the substantiation of the concept of the sounding landscape, which is new for ethnomusicology and art history. The Arctic is one of the quietest corners on earth, which is attuned to an intonational understanding of nature. This is reflected in the musical folklore of the peoples of the Arctic and Subarctic. The authors distinguish three main layers in the sounding landscape, which differ in their function and intonation. The first layer is the intonational interaction with nature (imitation of the sounds of nature in onomatopoeia and onomatopoeia with the help of the human voice, their interpretation in ritual, song and epic intonation). The second layer is associated with the projection of a person's personality outside, communication with nature in lyrical, epic, ritual genres. The third layer is associated with the creation of special material objects for sound communication with nature (imitation phono instruments, decoys, etc.). The authors interpret the concept of the sounding landscape on the material of the musical folklore of the peoples of Siberia and the Far East (Chukchi, Ude, Yukagir, Evenkis, Sakha, Nganasan). According to the authors of the article, the methodology of studying the sounding landscape of the Arctic and Subarctic allows us to identify and study those aspects of intonation-acoustic culture that were often not in the focus of attention of researchers, but remained "behind the scenes".

Звучащие ландшафты Арктики и Субарктики: аспекты музыкального фольклора народов Сибири и Дальнего Востока / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская, Т. И. Игнатьева [и др.] ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Российское дальневосточное искусство и мир. Международная научная конференция 2021: материалы конференции, Владивосток, Дальневосточный федеральныйуниверситет 8-9 апреля 2021 года / [редакционная коллегия: Г. В. Алексеева, Н. В. Толстая, Н. А. Федоровская ; рецензенты: Т. В. Краюшкина, Г. Г. Ермак]. - Владивосток : Дальневосточный федеральный университет, 2022. - 1 файл (374 с. ; 19,9 Мб). - С. 322-327.

3.
Заглавие: The Living Has Sound

Количество страниц: 15 с.

The article examines musical sound as a worldview category connected with rituals, traditional beliefs, concepts, and life styles of the indigenous, numerically small peoples of Arctic Eurasia. The discussion is based primarily on materials from the author's field research, begun on the Taimyr Peninsula in the 1980s. This study of the sound culture of Samodeic [Samoyedic] peoples incorporates works of ethnographers and art historians, as well as northern studies researchers from other disciplines.

Dobzhanskaya, O/ E. The Living Has Sound. The Dead Is Silent / Oksana E. Dobzhanskaya ; Moscow State University // Anthropology & archeology of Eurasia. - 2016, Т. 55, N 1. - С. 7-21. - DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10611959.2016.1263485
DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10611959.2016.1263485

4.

Ответственность: Варламова-Кэптукэ Галина Ивановна (Составитель), Мыреева Анна Николаевна (Составитель), Шейкин Юрий Ильич (Прочие), Добжанская Оксана Эдуардовна (Прочие), Игнатьева Т. И., Петрова Анна Григорьевна (Прочие), Лиморенко Ю. В.

Издательство: Академическое издательство "Гео"

Год выпуска: 2014

Количество страниц: 504 с.

В томе собраны образцы обрядовой и песенной поэзии эвенков. Это первое комплексное издание эвенкийского поэтического фольклора. В него включены 180 текстов (заклинания, описания обрядов, запевы круговых танцев, песни) с параллельным русским переводом, фольклористическая и музыковедческая статьи, справочный аппарат, нотные примеры и фотоиллюстрации. Прилагаемый компакт-диск представляет живое звучание публикуемых музыкальных произведений

Обрядовая поэзия и песни эвенков / Сост. Г.И. Варламова, Ю.И. Шейкин. Отв. ред. Т.Е. Андреева. - Новосибирск: Академическое издательство «Гео», 2014. — 487 с., [8] с. цв. вкл. + компакт-диск. — (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. — Т. 32).

5.

Ответственность: Кляус Владимир Леониидович (Прочие), Солдатова Галина Евлампьевна (Прочие)

Издательство: Наука

Год выпуска: 2019

Количество страниц: 196 с.

В монографии освещается музыкальная культура народов Чу­ котки и Камчатки (чукчи), Сахалина (айны, нивхи, уйльта), Якутии (саха), Центральной Сибири (эвенки), Таймыра (нганасаны), Запад­ ной Сибири (ханты) и Волго-Камья (удмурты). Использован прин­ ципиально новый методологический подход к пониманию музыкаль­ ного фольклора народов Арктики и Субарктики России. Авторами книги являются известные специалисты по музыкальному фолькло­ру народов России, отечественные и зарубежные этномузыковеды. Издание адресовано специалистам по культуре народов Арктики и Субарктики, этномузыковедам, фольклористам, а также всем ин­тересующимся данной проблематикой.

Звучащие ландшафты Арктики : [монография] / О. В. Василенко, О. Э. Добжанская, В. Е. Дьяконова [и др.] ; под общей редакцией О. Э. Добжанской, Т. И. Игнатьевой. - Новосибирск : Наука, 2019. - 170 с. - ISBN 978-5-02-038839-0.

6.

Ответственность: под общей редакцией Д. Н. Замятина, Е. Н. Романовой

Издательство: Канон+

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 512 с.

Геокультуры Арктики : методология анализа и прикладные исследования : монография / [М. Б. Башкиров, Н. К. Данилова, О. Э. Добжанская и др. ; под общ. ред. Д. Н. Замятина, Е. Н. Романовой] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Аркт. гос. ин-т культуры и искусств, Ин-т гуманитар. исслед. и проблем малочисл. народов Севера СО РАН, Лаб. комплекс. геокультур. исслед. Арктики. - Москва : Канон+, 2017. - 500 с.