Ларионова Анна Семеновна (1955)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Отдел фольклора и литературы ; 677027, г. Якутск, ул. Петровского, 1 ; e-mail: degerenan@mail.ru ; http://igi.ysn.ru

Ученая степень, ученое звание: д-р искусствоведения

Область научных интересов: Якутская народная музыка, олонхо

ID Автора: SPIN-код: 4261-1214, AuthorID: 118716

Деятельность: В 1981-1986 гг. - преподаватель теоретических дисциплин в Якутском музыкальном училище, в 1987-1990 гг. - старший редактор Гостелерадио ЯАССР, в 1991 г. - главный специалист по общереспубликанским мероприятиям ЦКиИ при Министертсве культуры ЯАССР. С 1991 г. работает в Институте гуманитарных исследований.

Публикации 1 - 10 из 20
1.

Количество страниц: 6 с.

В статье показан вклад известной исследовательницы фольклора О.И. Чариной в собирание, обработку и изучение русского старожильческого фольклора в Якутии. Указываются научные истоки, которым следует О.И. Чарина. В 80-х гг. XX в. Чарина проводила экспедиционную работу в Приленье. Затем она перешла к сбору русского фольклора на Колыме и Индигирке (2000-2013). Ею издано большое количество научных трудов по фольклору русских старожилов Якутии: статьи, монография и тексты песен. Фундаментальным исследованием стала ее монография "Русские песни Приленья" (Новосибирск, 2009), в которой ею выявлено влияние якутского языка как в лексическом, так и в грамматическом отношениях на песенные жанры, сопровождавшие календарный и свадебный обряды. В настоящее время в поле ее научных интересов входит изучение фольклора русских Колымы и Индигирки (былины, исторические, лирические песни, сказки, народная проза) на уровне жанров, сюжетов, мотивов, образов. Она проводит сравнительное исследование фольклора русских старожилов Якутии с фольклором русских поселенцев Сибири и метрополии, занимается тематикой: поляки и русский фольклор Сибири.
Broad scientific activity Senior Researcher department of folklore and literature O.I. Charina is presented in article. It for the first time studied folklore of the Russian old-timers of Prilenya, a large number of scientific works on this perspective is published: articles, monograph and texts of lyrics. In scientific activity of O.1. Charina field researches have an important role. She carries out scientific expeditions not only in Yakutia, but also in Russia, since the beginning of the 80th of XX century. Now in the field of its scientific interests studying of folklore of Russians old-timers, which living near of Kolyma and Indigirka. Comparative researches of folklore of the Russian old-timers of Yakutia with folklore of the Russians of Siberia and the mother country, and also subjects: Poles and folklore of Siberia. O.I. Charina actively works on various Russian and International grants. Together with A.E. Zakharova took part in creation of the File according to the Yakut heroic epos Olonkho for representation in UNESCO. She has awards of Yakutia and Russia for fruitful scientific work.

Ларионова, А. С. Фольклор русских старожилов Якутии в трудах О. И. Чариной / А. С. Ларионова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2018. - N 3 (24). - C. 131-136. - DOI: 10.25693/IGI2218-1644.2018.03.24.018
DOI: 10.25693/IGI2218-1644.2018.03.24.018

2.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена изучению особенностей эпического пения олонхосута из Горного улуса Н.М. Тарасова. Выявлено, что исполнение песен в олонхо "Быстроногий Неспотыкающийся Нюсэр Бёгё", записанном во второй половине XX в., отражает канонические основы исполнения якутского героического эпоса во всех компонентах средств выразительности. В то же время можно обнаружить, что в исполнении кылысахов много общего с пением вилюйских сказителей, а зачинный возглас "Дьэ буо!" представлен в укороченном варианте, хотя музыкальные основы близки к каноническим. Также для него характерен распев не гласных звуков, а сонантов, которыми он завершает значимые распевы.
Article is devoted to studying of features of epic singing of an Olonkho teller from the Gorny ulus N.M. Tarasov. Itis revealed that performance of songs in Olonkho "Swift-Footed, Sure-Footed Nuser Bege", which is recorded in the second half the XX century, refl ects initial bases of performance of the Yakut heroic epos in all components of means of expressiveness. At the same time, it is possible to fi nd out that performed by kylysakh much in common with singing the vilyuyskiy of storytellers, and the initial exclamation "Dye buo!" it is presented in the truncated option though musical bases are close to the initial. Also for it the singsong not of vowels, and sonants with which it fi nishes significant sig songs is characteristic.

Ларионова, А. С. Особенности традиции эпического пения якутов Горного улуса (на примере олонхо Н. М. Тарасова) "Быстроногий Неспотыкающийся Нюсер Беге") :[статья посвящена изучению особенностей эпического пения олонхосута из Горного улуса Н. М. Тарасова] / А. С. Ларионова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2016, 1 (14). - С. 90-95.

3.

Количество страниц: 9 с.

В статье отражена история становления и развития якутского этномузыкознания, начиная с научной деятельности первого профессионального якутского композитора М. Н. Жиркова и кончая научными изысканиями современных национальных исследователей-музыковедов. Обозначены проблемы дальнейших исследований в области музыкальной фольклористики.
The article considers the history of the formation and development of the Yakut Ethnic music knowledge, starting with the scientific activities of the first professional composer Yakut M.N. Zhirkov and ending with modern scientific research of national researchers, musicologists. The problems for further research in the field of musical folklore.

Ларионова, А. С. История становления якутской музыкальной фольклористики / А. С. Ларионова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2014, N 1 (8). - С. 98-103.

4.

Количество страниц: 7 с.

Статья о проблемах обучения курсу "Музыкальный фольклор народов Якутии" в Высшей школе музыки Республики Саха (Якутия).

Ларионова, А. С. "Проблемы обучения курсу "Музыкальный фольклор народов Якутии" в Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) / А. С. Ларионова ; Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) // Музыка. Исполнительство. Образование : межвузовский сборник трудов - 2006. - Вып. 3. - 2012. - С. 122-128. - ISBN 978-5-7513-1831-4

5.

Количество страниц: 9 с.

Актуальность исследования связана с тем, что интерес к связи слова и музыки в якутской народной песне возник со времен формирования якутской этномузыковедческой науки. При этом специальные научные работы, посвященные соотношению словесной части и напева песенных разделов олонхо, связанные с сюжетом сказаний, также отсутствуют. Интерес представляют и изыскания сопоставления сюжета словесной части песен в олонхо с квантитативной ритмикой напевов. Этим и обусловливается актуальность настоящей статьи. В музыкознании связь слова и музыки изучается с точки зрения сравнения интонаций музыки и речи. Были проведены также изыскания в области связи слова и музыки на фонологическом уровне. Сравнение сюжета песен с музыкой проводилось с точки зрения фразеологии, но соотношения сюжета с квантитативной ритмикой отсутствуют в связи с тем, что квантитативная ритмика якутских традиционных напевов не исследована. Думается, что все же какие-то взаимоотношения сюжета с квантитативной ритм икой напева в песенных разделах олонхо присутствуют. Цель статьи – исследовать соотношение сюжета олонхо В. О. Каратаева "Могучий Эр Соготох" в контексте связи слова и музыки в якутской традиции Вилюйского региона. На основе цели формируются следующие задачи: изучить предваряющую песню словесный текст и его сюжет по отношению к напеву; выявить связь музыки песенных разделов со словом в зачинах и во время перехода пения в речь; рассмотреть соотношение сюжета с квантитативной ритмикой напева в песнях зооморфных персонажей

Ларионова, А. С. Сюжет вилюйского олонхо "Могучий эр соготох" в контексте связи слова и музыки / А. С. Ларионова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2022. - N 4 (28). - С. 37-45.
DOI: 10.25587/SVFU.2022.84.55.004

6.

Количество страниц: 8 с.

В статье изучены особенности полевых исследований по якутскому музыкальному фольклору ведущего этномузыковеда России Э.Е. Алексеева, который начал эту работу в 60-е гг. XX в. За этот период им записан большой объем образцов традиционной песенности народа саха, включающий разнообразные жанры и стили якутской песенности. Им во время экспедиций, проведенных в различных регионах Якутии, записаны фрагменты якутского героического эпоса олонхо и якутские народные песни в исполнении известных олонхосутов (исполнитель олонхо) и певцов. Все собранные им материалы в настоящее время хранятся в аудиовизуальном архиве Гарвардского университета (г. Кэмбридж, США) и в фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург, Россия). Кроме традиционной методологии при проведении экспедиционной работы Э.Е. Алексеев вводит экспериментальные полевые исследования при записи фольклорных образцов. Так, помимо апробированной записи музыкального фольклора, им проводилась специальная экспериментальная запись обрядового песнитанца осуохай. Для точной нотной фиксации многоголосной гетерофонической музыки песни-танца, была проведена запись каждого участника танца в отдельности. Также он записал имитации исчезнувших образцов якутского традиционного пения. Таким образом, Э.Е. Алексеев заложил новую экспериментальную методологию в полевой исследовательской работе.

Ларионова, А. С. Особенности полевых исследований в Якутии ведущего российского этномузыковеда Э. Е. Алексеева / А. С. Ларионова // Культура и цивилизация. - 2017. - Т. 7, N 5A. - С. 288-295.

7.

Количество страниц: 8 с.

В статье исследуется своеобразный жанр якутского фольклора поэма- тойук. Он отличается масштабностью и многоэпизодностью. Музыкальная часть поэм- тойуков вплоть до настоящего времени еще не изучена, хотя музыкальная составляющая тойуков славлений и песен- тойуков новеллического характера исследована в большей степени. Тем не менее, вплоть до настоящего времени отсутствуют также самостоятельные научные изыскания тойуков -славлений и песен- тойуков новеллического характера, как в филологическом, так и в музыковедческом аспектах. Выявлено, что существует единственная нотная запись поэмы- тойука "Суоhалдьыйа Толбонноох" в исполнении С.А. Зверева, зафиксированная первым профессиональным якутским композитором М.Н. Жирковым во время Вилюйской фольклорной экспедиции 1943 г. Данная запись хранится в фондах М.Н. Жиркова Национальной библиотеки РС(Я) им. А.С. Пушкина и еще не была введена в научный оборот. Проведено текстологическое сравнение вербальной части поэмы- тойука в записи М.Н. Жиркова с опубликованным фольклорным текстом в 4 части "Якутские народные поэмы- тойуки" из серии "Саха народнай ырыалара" ("Якутские народные песни"). Исполнителем этих двух вариантов является известный якутский народный певец С.А. Зверев, только опубликованная поэма- тойук записана А.А. Саввиным во время Вилюйской экспедиции в 1938 г. Сравнение показало, что текст, записанный через 5 лет не претерпел значительных изменений, а М.Н. Жирковым были продолжены традиции полевых исследований Вилюйской экспедиции Саввина-Боло 1938 г. как в плане выбора репертуара, так и в плане выбора исполнителей.

Ларионова, А. С. Специфика музыки традиционного жанра поэмы-тойука народа саха / А. С. Ларионова // Культура и цивилизация. - 2018. - Т. 8, N 5A. - С. 97-104.

8.

Количество страниц: 9 с.

В статье исследуются термины стилей и жанров якутской традиционной песенности в контексте "Якутско-русского словаря" под редакцией П. А. Слепцова. В них представлены переводы стилей якутского пения дьиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа. Термин дьиэрэтии ырыа введен Ф. Г. Корниловым, дэгэрэн ырыа ввел в этномузыкознание М. Н. Жирков. Такие жанры как тойук, кутуру, хабар5а ырыата и ырыа имеют в словаре переводы как музыкальные термины, но многие песенные жанры не переводятся как музыкальные. Слова, используемые для обозначения того или иного жанра, широко употребляемые в якутском языке, обозначают стиль, технический исполнительский прием или функцию. Это характерно для песен со специфическими тембровыми способами исполнения тангалай ырыата, хабара ырыата и хонгсуо ырыата. В суол ырыата перевод обозначает функцию, что это песни исполняемые во время пути. многие жанры якутской традиционной песенности представлены в его материалах Вилюйской экспедиции 1943 г. В якутском этномузыкознании еще недостаточно распространен термин лабангха ырыа, который обозначает стиль якутского пения, названный Э. Е. Алексеевым "промежуточным". Переводы имеют и исполнители тех или иных жанров и стилей традиционной якутской песенности - это тойуксут и ырыасыт. В будущем на основе подобных "Якутско-русскому словарю" под редакцией П. А. Слепцова работ необходимо разработать словарь "Якутских музыкальных терминов".

Ларионова, А. С. Термины традиционной песенности народа саха в контексте "Якутско-русского словаря" П. А. Слепцова / А. С. Ларионова // Культура и цивилизация. - 2019. - Т. 9, N 5A. - С. 84-92.
DOI: 10.34670/AR.2019.45.5.010

9.

Количество страниц: 16 с.

Целью исследования является изучение основных задач, методов и принципов фиксации материалов, собранных в рамках работы экспедиций Института языка и культуры при СНК ЯАССР в 30-40-е гг. ХХ в. Авторы опирались на материалы экспедиций А. А. Саввина, Т. А. Шуба и М. Н. Жиркова, изучали связь методов сбора фольклора, разработанных А. А. Саввиным и его последователями в разных областях фольклористики: текстовой (якутской, русской), этномузыкознания. На фоне современных подходов к изучению фольклора, с учетом публикаций "Сводов фольклора", считаем важным последовательное изучение материалов фольклора и методов сбора в период работы экспедиций Института в 30-40-е гг. ХХ в. Фольклорный материал, собранный в экспедициях А. А. Саввина, С. И. Боло, Т. А. Шуба и М. Н. Жиркова, содержат богатый материал, который послужит в вузовском и специальном образовании, раскроет особенности сбора фольклора на начальном этапе его фиксации. Методы и подходы, разработанные в статье, послужат в дальнейших исследованиях по особенностям экспедиционной работы якутских ученых.

Данилова, А. Н. Особенности полевых исследований в фиксации фольклора народов Якутии в 40-е гг. XX в. / А. Н. Данилова, А. С. Ларионова, О. И. Чарина // Культура и цивилизация. - 2019. - Т. 9, N 1A. - С. 202-217.
DOI: 10.25799/AR.2019.44.1.022

10.

Количество страниц: 11 с.

Якутская традиционная песенность сохраняла свои архаические черты вплоть до XVIII в. С XVIII в. в ней происходят изменения связанные с процессами взаимовлияния музыкальных культур народов Севера Якутии: эвенов, эвенков, юкагиров. Благодаря чему происходит обогащение якутской народной песни в плане изменения интонационной и метроритмической сферы, а также появлению песен со специфическими способами пения. В это же время формируются региональные и, возможно, наслежные стили в якутской песенной традиции. В XX в. под влиянием русской песенности народная песня якутов начинает осваивать европейские музыкальные основы: тональную систему, широкие интонационные обороты, маршевые и позже вальсовые ритмы. Появляются новые жанры революционной и советской массовой песни. В конце XX в. на песенную культуру народа саха начинают влиять песни, созданные мелодистами и якутская эстрадная музыка. В это время исчезают многие феномены якутской народной песни. В XXI в. в период глобализационных процессов на якутскую песенность оказывают негативное воздействие масс-медиа и молодежная субкультура. Происходят необратимые изменения в этническом пении якутов, исчезают целые пласты якутских народных песен. Такие негативные процессы приводят к слому песенных традиций. Поэтому с особой остротой стоит вопрос сохранения отдельных реликтов фольклорной музыки народа саха.

Ларионова, А. С. Трансформационные процессы в песенной культуре народа саха / А. С. Ларионова // Культура и цивилизация. - 2020. - Т. 10, N 5A. - С. 328-338.
DOI: 10.34670/AR.2020.51.12.006